На вопросы нашего корреспондента отвечает директор по маркетингу ОАО "Завод АТИ" Санкт-Петербург Андрей Нечаев.
– Андрей, большинство автомобилистов приписывают скрип тормозной колодке, так ли это?
– Приписывать скрип только одной тормозной колодке было бы неправильно. Сразу хочу сказать, что на сегодняшний день многие ученые химической отрасти "бьются" над проблемой скрипа тормозов, но так и не могут прийти к единому мнению, отчего это происходит. Среди специалистов отрасли принято считать, что явление скрипа при торможении может возникать за счет нескольких факторов:
1. Состояние тормозного диска (или сопряжение тормозная колодка – контртело).
Если тормозной диск уже изношен, то есть имеются канавки, то после установки тормозной колодки при сопряжении с диском образуются щели. При торможении в них возникает свист и продолжается до тех пор, пока фрикционная масса не притрется к диску.
2. Состав фрикционной массы.
Свист может возникать за счет неоднородных включений в массе, которые могут привести к порче тормозного диска либо к разрушению фрикционного слоя, однако это "приоритет" кустарного производства. Многие считают, что наличие цветной стружки в массе ведет к возникновению скрипа и износу диска. На самом же деле мягкий цветной металл предусмотрен техническими требованиями и служит для отвода тепла от диска при торможении.
– Является ли скрип признаком некачественности тормозной колодки?
– Разумеется, не является. На практике часто встречаются случаи, когда появляется свист при торможении, несмотря на то что в тормозной системе установлены колодки известных российских и зарубежных производителей, выполненные с соблюдением всех технических условий и требований, имеющие сертификат соответствия. Никакого вреда автомобилю и водителю он не наносит, скрип оказывает лишь негативное воздействие на органы слуха, и не правы те, кто думает, что скрип как-то отрицательно влияет на детали тормозного узла.
– Андрей , многие считают, что основной причиной скрипа является твердость тормозной колодки?
– Давайте сначала разберемся, что понимать под твердостью. Среди автомобилистов ошибочно распространено мнение, что если колодка твердая, значит, она скрипит и изнашивает диск. Это далеко не так. Если вам кажется, что колодка на внешний вид твердая, то это говорит лишь о том, что фрикционная масса хорошо измельчена и тщательно перемешена. Наоборот, рыхлость или мягкость свидетельствуют о нарушении температурного и временного режима производства. Это влечет, в лучшем случае, к быстрому износу тормозной колодки, в худшем – к разрушению фрикционного слоя. На износ тормозного диска влияет коэффициент трения. Чем он больше, тем сильнее износ диска, поэтому если колодка на вид мягкая, но имеет высокий коэффициент трения, то она не только будет изнашивать диск, но и сама быстро сотрется. Оптимальный коэффициент трения имеют колодки, прошедшие испытания и имеющие заключение завода-изготовителя.
В любом случае предпочтение надо отдавать только заводским колодкам. При покупке тормозных изделий в магазинах или на авторынках всегда обращайте внимание на заводское клеймо, это гарантия качества, а также требуйте сертификат соответствия. Помните: правильный выбор тормозных колодок – залог вашей безопасности.