Во сколько может обойтись подобная затея?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что, собственно говоря, входит в понятие «шумоизоляция». Обычно под этим термином понимают приглушение шумов двигателя и трансмиссии. В крайнем случае, речь будет идти еще и о покрышках. Это все так, но на самом деле это лишь малая часть возникающих в автомобиле посторонних звуков. Вспомните, из чего состоит любая машина. Из металлических панелей. А любой металлический лист при движении начнет колебаться, а вибрации рождают шум. Вот вам и ответ: для того чтобы надежно шумоизолировать автомобиль, надо «сковать» металлические детали, не давая повода для возникновения вибраций. Обычно это удается сделать наклейкой различных материалов прямо на металл. Не так давно, большой популярностью пользовались шумоизоляционные комплекты Dynamat. Реклама преподносила эти материалы как нечто из разряда космических технологий, которые «преобразуют вибрацию в тепло, незаметно рассеивающееся в воздухе». Это в принципе, правда, но такое превращение способен выполнить практически любой сходный материал, приклеенный к металлу. Стоимость же комплекта вместе с установкой была достаточно высока – порядка 400–500 долларов. После известного всем кризиса многое изменилось, и на сегодняшний день наиболее популярный вариант шумоизоляции – отечественный комплект Noise Buster. Его стоимость – около 100 долларов и предлагается он как с установкой, так и под самостоятельный монтаж. Этот комплект представляет собой куски самоклеящегося материала, выкроенные на большинство отечественных автомобилей. Для владельцев нестандартных, по отечественным меркам машин, например, иномарок, предлагаются «обезличенные» комплекты, представляющие собой листы материала общей площадью годные для обработки автомобиля, размерами примерно с «Волгу». Так что практически любая машина попадает в эту категорию. Если приобретать Noise Buster «с установкой» – то здесь все понятно, а как обработать автомобиль самостоятельно?
В принципе, ничего сложного здесь нет. Надо полностью разобрать салон машины, снять все коврики, сидения, обивку дверей и крыши. После этого все пространство салона следует пропылесосить промыть и зачистить до металла. Иначе, самоклеющийся материал не ляжет на запыленную или обработанную «антикором» поверхность. Затем металл следует обезжирить и можно наклеивать шумоизоляционные листы. Как видно, ничего сложного здесь нет, но вся эта процедура требует немало терпения и самое главное, времени. Особенно тяжело оклеивать потолок и двери. Крыша требует к себе особого внимания, потому как в противном случает вся «шумка» отклеится и толку от нее будет мало. А двери сложно обрабатывать потому, что приходится протискиваться через арматуру короба и обходить тяги стеклоподъемника и замка двери.
А есть ли другие варианты, подешевле? Можно сказать сразу, способ сделать шумоизоляцию дешевле есть. В магазинах и на авторынках предлагаются к продаже различные варианты шумоизоляции на основе пенополиэтилена и битумных составов. Можно даже приобрести уже готовые комплекты для всех отечественных автомобилей. В их число входят: шумоизоляция пола, багажника, потолка, дверей и моторного отсека. Цены примерно таковы: выкройка для шумоизоляции пола из материала на гудроновой основе стоит порядка 130 рублей. Такая же деталь из пенополиэтилена обойдется примерно в 150 рублей. Но в отличие от рассмотренной выше шумоизоляции, такие листы не наклеиваются, а просто укладываются. От этого эффективность шумоизоляции снижается, что конечно, является минусом. К тому же, материала на гудроновой основе содержит в себе войлок или другие текстильные материалы, которые являются «аккумулятором влаги». Поэтому если нет желания укладывать на металл постоянно влажные ковры, имеет смысл устанавливать шумоизоляцию только на основе пенополиэтилена. Комплект для установки на двери стоит около 80 рублей, и представляет из себя четыре выкройки из листового пенополиэтилена толщиной 4 мм, устанавливающиеся под клипсы. Как видно, об оклейке дверной пенки изнутри здесь речь также не идет. Это явный минус. Уровень шума, конечно же, снизится, но не настолько, как хотелось бы. То же самое касается и крыши (стоимость около 120 рублей). Единственно, что предназначено для оклейки, так это комплект для шумоизоляции капота. Но можно пойти и другим путем. Во-первых, можно приобрести не готовые комплекты, а простые листы пенополиэтилена. Это можно сделать как на авторынке или магазине запчастей, так и практически в любом магазине строительных товаров. Эти листы продаются как в обычном варианте, так и фольгированные и с самоклеющейся основой. Фольгированный лист имеет смысл применять только для оклейки капота, а из прочих материалов можно самостоятельно выполнить шумоизоляцию любой области автомобиля. Пенополиэтилен предлагается к продаже толщиной 4 или 8 мм и стоит порядка 70–140 рулей за 1 кв метр, в зависимости от толщины и конкретного способа исполнения.
А во-вторых, некоторые умельцы успешно практикуют и другой способ решения проблемы сильного шума в салоне. Для строительных нужд, и, в частности для шумоизоляции зданий, производятся листы на гудроновой основе, но без добавления ткани: это практически лист чистого гудрона. Обрабатывают автомобиль при его помощи так: сначала изготовляется выкройка под конкретную конфигурацию салона машины, потом материал прогревается до тех пор, пока состав не размякнет и не приобретет клеящие свойства. А затем такой лист наклеивается и после застывания прочно соединяется с поверхностью. Его плюсом является то, что этот материал можно клеить как на очищенный металл, так и на обработанную другими материалами поверхность. Мало того, что по своим звукоизолирующим свойствам такое покрытие мало чем отличается от дорогих специализированных материалов, оно обладает хорошими антикоррозионными свойствами. Главное, не оставлять зазоров между листами. А на «гудроновое» покрытие можно укладывать и пенополиэтилен и любые другие материалы. Его стоимость – около 100 рублей за количество гудронового покрытия, достаточного для обработки любого легкового автомобиля.