Согласно концепции развития отечественной автомобильной промышленности, с 2004 года автомобили должны соответствовать экологическим нормам Евро-2, а позднее и Евро-3. А с 2008 года в России должны продаваться лишь автомобили, которые отвечают экологическим нормам Евро-4.
Планы, безусловно, хорошие, однако их реализация может натолкнуться на массу проблем.
В первую очередь технологических. На данный момент в России нет ни одного предприятия, которое бы в массовых количествах выпускало двигатели, соответствующие нормам Евро-3 и тем более Евро-4. Конечно, существует множество разработок, но для серийного выпуска таких моторов необходимы большие финансовые вложения. Это в свою очередь неизбежно приведет к тому, что подорожают и сами автомобили. А сейчас даже представители ГАЗа и АвтоВАЗа понимают, что цены на отечественные автомобили достигли своего предела. Например, «десятка» на данный момент стоит около $7000. Еще чуть-чуть? и отечественные автомобили будут конкурировать по своей цене с иномарками, которые обладают намного лучшим качеством.
По некоторым предположениям, сложившаяся ситуация приведет в итоге к тому, что правительство отложит введение норм Евро-4, а, возможно, и Евро-3. Или же будет сделан один хитрый ход – новые нормы будут действовать только на те автомобили, которые начнут выпускать лишь после 2008 года. То есть на те машины, что делают сейчас, они распространяться не будут.
Если же правительство не пойдет на поводу у автомобильного лобби, то российские машины неизбежно подорожают. На сколько, пока не ясно. По некоторым оценкам, только переход на экологические нормы Евро-3 заставит автопроизводителей поднять цены на $1000. Что же касается Евро-4, то эти экологические стандарты увеличат стоимость еще примерно на $1000-1500.