Чем же так покорила сердца наших автомобилистов эта модель?
«Шахская» семья
Как это ни странно, но под общенародными названиями «шестерка» или «шаха» подразумевается совсем не одна машина, а несколько. Кроме «чисто шестой» модели, оснащаемой соответственно и двигателем ВАЗ-2106 (рабочий объем - 1569 куб. см, мощность - 74,5 л.с.), ВАЗом были освоены ее менее мощные модификации: ВАЗ-21061 (мотор 2103 рабочим объемом 1451 куб. см и мощностью 71,5 л.с.) и ВАЗ-21063 (мотор 21011 рабочим объемом 1294 куб. см и мощностью 64 л.с.). Причем «настоящая» 1,6-литровая «шестерка» комплектовалась коробкой передач с измененными по сравнению с «копейкой» передаточными числами.
В дальнейшем малопопулярная среди автомобилистов «шестьдесят третья» была снята с производства, а на смену ей пришла наиболее богато оснащенная модификация - «шестьдесят пятая». Внешними ее отличиями стали алюминиевые бамперы по типу бамперов 2105 и электрообогреваемое заднее стекло. Ну а особенностями «механики» ВАЗ-21065 являлись двигатель 2103 и пятиступенчатая коробка передач.
А что сейчас?
Наступивший первый год нового тысячелетия для «шахи» является в некотором роде переломным. Машины этого семейства уже не будут выпускаться на «родной» для них третьей нитке главного вазовского конвейера - там теперь безраздельно царствуют «десятки». «Шестерки» же будут изготавливаться вместе с «четверками - пятерками - семерками» на второй конвейерной нитке, откуда их должно сойти в нынешнем году порядка 46 тысяч.
Однако данное обстоятельство отнюдь не говорит о том, что в продаже больше не будет полюбившихся многим машин «шестого» семейства с кузовами, подвергшимися катафорезной обработке и окрашенными эмалями типа «металлик». Часть «шестерочных» кузовов все же пройдут через «десяточную» окрасочную камеру и получат металлизированную окраску.
Еще 24 тысячи «шестерок» планируется изготовить в Сызрани на «РосЛаде». Причем 19 тысяч будут собраны на основе поступивших с ВАЗа кузовов первой комплектации, а оставшиеся пять тысяч - на основе «голых» кузовов. Таким образом, несмотря на полный «уход» с третьей нитки, «шахи» в нынешнем году вряд ли станут дефицитными. Ведь в целом их будет произведено более 70 тысяч штук (для сравнения: «пятерок» планируется изготовить чуть более 20 тысяч, «четверок» - 55 тысяч).
По модификациям ситуация обстоит следующим образом. Помимо «чистых» ВАЗ-2106 с «родными» моторами, будут изготавливаться также ВАЗ-21061 и ВАЗ-21065, оснащаемые наиболее популярными у покупателей двигателями 2103. Однако сейчас уже все машины «шестого» семейства имеют только пятиступенчатые коробки передач, два передних инерционных ремня безопасности, ворсованные коврики в салоне и задний противотуманный фонарь. ВАЗ-2106 и 21061 комплектуются новыми рулевыми колесами модели 2107 и могут различаться наличием или отсутствием обивки багажника, обивкой сидений из пестроткани или же более дорогого твида.
«Шестьдесят пятые», помимо традиционных для них алюминиевых бамперов и электрообогреваемых задних стекол, комплектуются более массивными «баранками» 21213 и стопроцентно - обивками багажника. А вот обивка сидений также может быть либо из пестроткани, либо из твида.
В ходе проходящего в настоящее время на ВАЗе первого этапа организации позаказного изготовления и поставки автомобилей уже в ближайшее время планируется выпускать машины «шестого» семейства в следующих исполнениях: 2106 и 21061 - «стандарт» (обозначение «00») и «норма» («01»); 21065 - «норма» («01») и «люкс» (обозначение «02»).
Собрание противоречий
На краткое знакомство нам досталась богато «упакованная» модификация ВАЗ-21065. Естественно, дизайн автомобиля, разработанного более двадцати пяти лет назад, никак нельзя назвать современным, несмотря даже на чуть освежившие экстерьер машины новые бамперы. Но вот тут-то и обнаружилось первое противоречие. Глубоко засевшее в сознании еще с советских времен уважение к «шахе» не позволяет назвать ее совсем уж устаревшей машиной. Вот только одиноко торчащее «велосипедное» наружное зеркало заднего вида выглядит явно архаично. Однако не будем углубляться в обсуждение отлично знакомой всем нашим читателям внешности «шестерки», а перейдем в салон. Интерьер машины изменился в последнее время гораздо заметнее. Тканевая обивка лицевой части сидений, достаточно симпатичное рулевое колесо, инерционные передние ремни безопасности сделали его несколько более удобным и современным на вид. Панель приборов, на наш взгляд, явно выиграла от исчезновения с нее довольно-таки аляпистых пластиковых вставок «под дерево». А вот круглые приборы в свете последней автомобильной моды выглядят весьма даже современно. Еще бы им белые шкалы! Однако при более тщательном знакомстве с салоном «шестьдесят пятой» опять-таки выявился целый ряд противоречий. Вот, например, очень удобные для водителя и переднего пассажира инерционные ремни безопасности. Их достаточно массивные катушки установлены на порогах в таких местах, что значительно уменьшают расстояние для проноса ступней ног при посадке и высадке задних пассажиров. Хочешь не хочешь, а споткнешься. Приятное на вид и весьма удобное рулевое колесо полностью закрывает водителю расположенные слева указатели уровня топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости, а также клавиши включения наружного освещения, заднего противотуманного фонаря и обогрева заднего стекла. Интересно, что в последних двух расположены индикаторы их включения. Но водитель вряд ли увидит со своего места, светятся эти индикаторы или нет.
О неудобном педальном узле вазовских машин классической компоновки мы упоминали еще при описании автомобиля ВАЗ-21053. Но вот обзорность «пятерки» была на «пятерку». А у «шахи» с этим делом проблемы. Ведь только на «шестьдесят пятой» модификации имеется электрообогрев заднего стекла, но даже на ней устанавливается одно-единственное малюсенькое наружное зеркало заднего вида, которое к тому же нельзя регулировать из салона. Зато на заднем сиденье имеется вызвавший у нас приступ ностальгии и умиления откидывающийся из спинки подлокотник...
Поехали?
На ходу автомобиль ВАЗ-21065 практически ничем не отличается от «пятьдесят третьей», с которой мы знакомились месяцем раньше. Одинаковые полуторалитровые двигатели, одинаковые пятиступенчатые коробки передачи, одинаковое передаточное число главной передачи - какие же тут могут быть отличия?
Ну а что дает «чисто шестой» двигатель рабочим объемом 1,6 литра? Как видно из таблицы, «настоящая» «шестерка» быстрее разгоняется и имеет большее значение максимальной скорости, однако менее экономична при езде в городе.
ВАЗ-2106 комплектуется главной передачей с уменьшенным передаточным числом - 3,9 против 4,1 у ВАЗ-21061 и 21065. Взгляните на графики разгона машин «шестого» семейства с максимальной интенсивностью - т.е. с «полным газом» и переключением на более высшую ступень в коробке при достижении оборотов двигателя, соответствующих его максимальной мощности. Разница, как видите, не очень-то и существенная. В обоих случаях достаточно удачно подобранные передаточные числа трансмиссии обеспечивают беспроблемное управление автомобилями. Нет, например, весьма раздражающего многих владельцев переднеприводных вазовских машин «разрыва» между первой и второй передачами. Непривычная пока еще для приверженцев «шестерок» пятая передача вполне «работоспособна» на этих автомобилях уже со скоростей порядка 70 - 80 км/ч. Причем выходить на нее можно сразу с третьей передачи, минуя четвертую. Использование пятой передачи позволяет существенно экономить топливо, увеличивает ресурс двигателя и снижает шум от его работы при движении на высоких скоростях.
Что еще можно сказать про езду на «шестерке»? Неплохая плавность хода и проходимость, вполне приличная вместимость и грузоподъемность, достаточно теплый салон - хорошо известные плюсы «шахи». Отмеченные выше промахи в эргономике, тяжелое рулевое управление, недостаточная устойчивость на скользких дорогах, слабый ближний свет фар - не менее хорошо известные минусы. Опять сплошные противоречия...
«Шестерка» в нашей жизни
Что ни говори, а вазовское «шестое» семейство для России - это не просто машины, а целая эпоха в автомобилизации, «хрустальная мечта» нескольких поколений. Не говоря уже о других отечественных автомобилях, даже более доступная по цене «пятерка» во многом современнее «шахи», однако «шестерка» все равно престижнее, а сложившийся в народе ее имидж выше. Люди уже настолько привыкли к ней, что практически не замечают недостатков, при этом с радостью воспринимая все нововведения. Именно поэтому, а также в силу достаточно доступной цены, хорошо изученной конструкции, отсутствия проблем с приобретением запасных частей и ремонтом автомобили «шестого» семейства еще довольно долго будут востребованы как на рынке новых, так и подержанных машин. Судя по всему, двадцать пять лет для давно уже ставшей культовой «шахи» - совсем не возраст