У нас же Mini ассоциируется почти исключительно с мистером Бином, чуваком в исполнении актера Рона Аткинсона (сам он, кстати, ездит на BMW-MacLaren F1). А то, что к одному из основателей марки, Алеку Иссигонису, обращались исключительно "сэр!", то есть он имел рыцарский титул, у нас не известно. Как и то, что Cooper -- фамилия второго "отца" марки Mini, Джона Купера.
MINI BMW
Мистера Бина на его старом Mini обижают все -- от продавца хот-догов на двухколесной тележке-плите до злобных сержантов армии Ее Королевского Величества на танке. Обидеть владельца нового Mini Cooper S сложно -- сначала его надо догнать. Так как под капотом у него не просто 4-цилиндровый двигатель объемом 1,6 л, как на обычном Mini One (90 л.с.) или Mini Cooper (116 л.с.). На модификации S благодаря турбине-нагнетателю и промежуточному охладителю воздуха мощность мотора -- 163 "лошади", а на пик своего крутящего момента он выходит на 4000 об./мин.! Но настоящая "рабочая" частота вращения коленвала -- 6000--6500 об./мин. Тяга "на верхах" у двигателя просто изумительная, и в этих режимах Mini демонстрирует все, на что способен.
Над концепцией работала интернациональная группа, в которую входили конструкторы из Германии, Англии и Бразилии. По характеру получился все-таки "немец" BMW: его отличают мгновенный отклик на работу педалью газа и "длинная" трансмиссия. На второй передаче Cooper S разгоняется до 120 км/ч, на третьей -- аж до 160! На автостраде мы "сцепились" -- ни много ни мало -- с Porsche и выступили в этом соревновании достойно, несмотря на явную разницу в весовых и ценовых категориях.
КАРТИНГ НА ТРАССЕ
Инженеры, работавшие над Mini, отлично справились с задачей обеспечения идеального сцепления колес с дорогой. При этом они не "изобретали велосипед", а творчески переработали идею 60-х: поперечно расположенный двигатель с коробкой передач под ним. Аккумулятор убрали в багажник, что позволило распределить нагрузку между передними и задними колесами в соотношении 63:47. Другим фактором, гарантирующим прямо-таки потрясающую устойчивость, стал очень низкий центр тяжести -- увы, это сказалось на клиренсе, который не очень приспособлен для наших дорог. И наконец, добавим в актив подвеску Sport Plus, которую отличают усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, более жесткую настройку амортизаторов и пружин, а также многорычажную конструкцию заднего моста, не характерную для автомобилей такого класса.
В результате Mini Cooper S "рулится" по извилистой дороге почти как карт -- даже в довольно рискованные повороты он входит "под тягой", как по рельсам. Благодаря геометрии заднего моста колеса постоянно находятся под нужным углом к поверхности и обеспечивают наилучший контакт шин с дорогой.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ
Mini Cooper S -- это вершина модельного ряда Mini. От своих младших собратьев, One и "просто" Cooper, он отличается целым рядом деталей, подчеркивающих "спортивность". Если прогуляться вокруг автомобиля, то в глаза бросаются воздухозаборник на крышке капота, более массивные бамперы, окрашенные в цвет кузова, 16-дюймовые литые диски, небольшой стильный спойлер на крыше и сдвоенная выхлопная труба. Кроме того, на боковой решетке и заднем шильдике -- гордая буква "S". Хотя в свое время отцы-основатели так и не договорились, что же она означает -- "sport" или "special".
Дизайнеры, похоже, напрочь отказались от использования броских деталей. Единственный штрих -- крыша белого цвета. Но это, скорее, дань традициям британского автомобилестроения, как и цвета, в которые окрашивают "настоящий" Mini: желтый, синий, красный.
НЕ ВСЕ ЗОЛОТО...
Поместить прежнего Бина в салон Cooper S невозможно. Растяпа-неудачник в потертом дешевом пиджачке и коротких брюках противопоказан новому имиджу марки. Изысканный и своеобразный интерьер Mini разрушает все представления о том, как должен выглядеть малолитражный автомобиль -- дизайнеры подняли планку на недосягаемую высоту.
Первое, что бросается в глаза, -- отсутствие углов. Все панели, детали отделки и приборы сглажены и имеют форму круга или эллипса. Даже комбинированная обивка сидений прострочена не прямыми, а овальными линиями. Во-вторых, поражает высокое качество всех без исключения отделочных материалов и продуманность их сочетаний как по цвету, так и по фактуре. Самые мелкие или незначительные детали явно несут на себе отпечаток руки дизайнера-художника.
Очень просто и оригинально выполнена центральная консоль Mini. Ее как таковой нет -- огромный тахометр как бы поддерживают две стойки овальной формы. Между ними закреплены магнитола, блок управления климат-контролем и блок вспомогательных переключателей. В том же стиле оформлены и двери -- роль ручек исполняют две овальные трубки, которые выполнены из полированного металла; вертикальная снабжена небольшим кожаным подлокотником.
ПОЛЕТ ВСЛЕПУЮ
Огромный спидометр, расположенный в центре передней консоли, -- дань традициям Mini. В начале 60-х такое решение предложил сам Купер. Современные конструкторы только дополнили его актуальной индикацией: указателями уровня топлива и охлаждающей жидкости, давления воздуха в шинах и сроков технического обслуживания, датчиками работы круиз-контроля и системы ASC и пр. Там же "врезан" электронный счетчик пройденного пути.
Перед глазами водителя -- только тахометр, который закреплен на рулевой колонке и двигается вверх-вниз в момент регулировки "бублика" под рост водителя. Смотрится это удивительно стильно, но стрелка тахометра "исчезает" из поля зрения водителя на скорости более 80 км/ч и находится в "мертвой зоне" до 160 км/ч. После этого ее колебания может наблюдать только передний пассажир. Традиции традициями, но я бы поменял тахометр и спидометр местами.
Достаточно оригинально исполнены клавиши стеклоподъемников, противотуманных фар, блокировки дверей и отключения системы ASC. Это не просто функциональный блок -- это элемент дизайна. Он сделан по мотивам переключателей, которые устанавливают в самолеты, и представляет собой шесть тумблеров, разделенных небольшими перегородками. Для того чтобы научиться щелкать ими вслепую, не отрывая глаз от дороги, нужна определенная сноровка.
ФОРМУЛА УСПЕХА
В результате всех трудов получился очень современный автомобиль. Но не самый дешевый, так как даже стандартная комплектация Mini Cooper S -- слишком богатая для своего класса. В нее входят такие дорогостоящие "помощники", как электронная система распределения тормозного усилия EBD, система контроля за курсовой устойчивостью ASC+T и даже индикатор давления воздуха в шинах. Новый Mini Cooper S -- это уже совсем другой сценарий для истории мистера Бина. И если ему будет угодно и дальше ездить на Mini, то придется срочно менять имидж. На образ молодого и весьма амбициозного человека, который уже многого достиг в этой жизни, но останавливаться на этом не собирается.
В Европе на Mini пишутся в очередь. И самая большая проблема для фирмы -- увеличение производства. В Оксфорде уже работают в две смены, выпуская по 500 машин в день. Такими темпами к концу года по миру будут бегать как минимум 200 тыс. Mini. Возможно, и в России этот автомобиль также станет популярным. И не только благодаря обаянию Рона Аткинсона