Сначала определитесь с маркой автомобиля.
Дело в том, что наличие большого спектра моделей и марок на сегодняшнем рынке может сыграть с Вами злую шутку.
Приведу такой пример. В дни моей юности, когда мне надо было купить, скажем, туфли, я ехал в Москву (в Воронеже вообще ничего приличного не было ) и объезжал все известные мне обувные магазины до тех пор, пока не попадал “под раздачу”. Отстояв огромную очередь, я брал то, что выкидывали и был счастлив. Пару месяцев назад я решил обновить свою обувь и отправился в магазин. Обойдя огромное количество обувных точек я так ни на чём и не остановился, потому, что заранее не решил для себя, какие туфли мне нужнее- осенние или летние, коричневые или серые и т.д. Уж очень большой выбор! Так же и с машиной. Какая Вам больше по душе - большая или маленькая, мощная или экономная, отечественная или иномарка? Список можно продолжить. У каждой есть свои плюсы и минусы.
Сегодня я хочу поделиться общими принципами выбора автомобиля. На мой взгляд, основное внимание необходимо уделять следующим вещам (по убыванию приоритета):
1. Экстерьер
2. Кузов
3. Год выпуска
4. Ходовая часть и трансмиссия
5. Двигатель
6. Мелочёвка
Конечно, предлагаемый алгоритм выбора машины достаточно условный, но я им пользовался всегда, когда возникал купле - продажный зуд и ни разу не ошибся. Остановимся более подробно на предлагаемых пунктах.
Экстерьер
Вам, наверняка, приходилось встречаться с такой ситуацией: Вы догоняете идущих впереди двух девушек и, на уровне подсознания, решаете, что одной из них лет 20, другой далеко за тридцать. Обогнав, бросаете взгляд на лица и с удивлением обнаруживаете, что девчонки - далеко уже не девчонки, обоим лет по 30, но походки… Одна идёт легко, прямая спина, гордая головка, упругая походка а другая- разве что не шаркает по асфальту сбитыми набок каблуками. Экстерьер!
Машина должна стоять ровненько, любой - даже незначительный “кивок” на одно из колёс - сигнал в лучшем случае дефекта подвески, в худшем - нарушения геометрии кузова, а это- беда! Желательно отследить следы - зимой на снегу, летом - при выезде из лужи на сухой асфальт. Их (следов) должно быть 2, а не 4 при движении по прямой. Немаловажную роль играет цвет кузова. Бытует мнение, что главное- состояние покраски, а цвет может быть любой - какая разница? Это заблуждение.
Роль цвета в экстерьере я обнаружил совершенно случайно, когда готовил к продаже свой 412-ый Москвич - его называли “праздник, который всегда с тобой”. Де-нег на краску у меня не хватало, я собрал всё, что было в гараже - полбанки песочной, треть банки зелёной, сколько-то белой, немного жёлтой… Перемешав всё (какая разница?), я отдал полученную краску малярам. Когда машина высохла, все поразились необычностью цвета. Ну а уж когда были поставлены на место все бамперы, блестяшки и финтифлюшки, машина превратилась в красавицу в той мере, в которой вообще может быть красивым 412-й Москвич. Конечно, красивый цвет получился совершенно случайно, но мой “праздник” купили в первый же день. Экстерьер был настолько хорош, что покупатель не придал особого значения даже многочисленным жукам на арках колёс и в днище багажника.
Теперь поговорим о кузове.
Кузов - самая дорогая и сложная в ремонте штуковина. У каждой модели есть свои «слабые места», но принцип выбора для всех машин один – минимальное количество коррозии и одинаковость зазоров в проёмах дверей, капота и багажника.
Жуки –вспучивание краски над очагом коррозии – самая распространённая беда кузова. Если не принимать мер по ликвидации жука, он со временем превращается в дырку. Как правило, предыдущий хозяин перед продажей машины маскирует, реже добросовестно устраняет очаги коррозии. Обычная схема: Ваше внимание заостряется на двух- трёх добросовестно обработанных жуках и выдаётся такой текст: -Я эту машину делал для себя, вот обнаружил жука и по всем правилам его уничтожил…Вы, естественно, интересуетесь этими правилами. Продавцу это и надо. Он в течение получаса будет учить Вас, как бороться с жуком, если вдруг, упаси Боже, Вам придётся с этим столкнуться. При этом время от времени проскакивает рефрен ну, за эту машину Вам беспокоиться долго не придётся, я ведь делал её для себя, да вот обстоятельства вынуждают продавать. Обстоятельства могут быть самыми разными – от сгоревшего дома до эмиграции в страну заходящего солнца Уругвай. Смысл один Ваше внимание отвлекается от основного. Поэтому особо не слушайте продавца.
Внимательно осмотрите пороги, нижние кромки всех дверей с внутренней стороны, а если есть пятая дверь, осмотр начните именно с неё. Но это не всё. Обязательно проверьте рамки лобового и заднего стекла. Наличие мелких жуков возле резинового уплотнителя - плохой признак. Конечно, раз речь идёт о приобретении подержанного автомобиля, без коррозии (и, естественно, дальнейшей борьбы с ней) Вам не обойтись. Здесь важно оценить соотношение цена – качество. Но, как известно, безвыходных положений не бывает. Можно обойтись без проблем с коррозией, но тогда Вам придётся подумать об иномарке – на Западе научились делать «вечные» кузова. Самый показательный автомобиль в этом смысле – AUDI –100 с 44-м кузовом, в народе его называют «сигарой». Кстати, я вот уже 4 года езжу на такой. Езжу я каждый день, зимой и летом, в основном в режиме такси. Машине 13 лет – далеко не девочка. Конечно, за 4 года эксплуатации по Воронежским улицам набралось много разных царапин и сколов краски. Однажды (2 года назад) я вообще наткнулся задним крылом на торчащий из-под снега швеллер! По «жигулёвской» привычке придя в ужас (сгниёт!!) я тут же решил встать на ремонт и заделать злополучную вмятину. Но прошёл день, другой, год, вот уже третья зима на носу, а до устранения дефекта руки так и не доходят. Конечно же, если бы началась коррозия, и время нашлось бы, и желание. Но она вот уже третью зиму не гниёт!
Я так долго говорил о кузове потому, что всё остальное – трансмиссия, ходовая, да и двигатель, в общем - то достаточно легко можно отремонтировать. Поэтому в угоду хорошему кузову можно слегка пожертвовать остальным. Статья – не энциклопедия, места мало, так что об остальном – галопом по Европам.
Двигатель в идеале должен заводиться с «полтыка», работать ровно, хорошо «взрываться», не дымить и главное, легко (без детонации) глохнуть.
Трансмиссия – все скорости хорошо включаются, ШРУСы при максимальных поворотах руля не трещат, а карданный вал – молчит при резком нажатии на газ. Ну а ходовая…Проедьте через трамвайный переезд на скорости 30 – 40 км/ч и Вам всё станет ясно. Наличие грохота в подвеске – признак ближайшего ремонта шаровых опор и сайленблоков, а раскачивание автомобиля – признак плохих амортизаторов.
В заключение настоятельно рекомендую заехать на эстакаду, в крайнем случае на яму, (но там мало света) и просмотреть наличие отсутствия дыр в днище и глушителе. Желательно потыкать палочкой подозрительные места скопления мастики – они не должны «дышать».
Ну, вот и всё. Удачи при покупке!