А. Веселов
Аренда имущества до сих пор овеяна ореолом множества вопросов. И самый важный из них: надо ли ежемесячно оформлять акт приемки-сдачи услуг по этой деятельности?
Четкого ответа на этот вопрос не знают даже сотрудники налоговой службы. Так, на недавнем семинаре один из них – Владислав Синилов, начальник отдела в Управлении налогообложения прибыли ФНС, обнадежил бухгалтерскую общественность таким своим заявлением: «Мы не требуем акт для признания расходов по аренде».
Однако официально эта позиция ФНС, к сожалению, ничем не подтверждена. А слово, как известно, к делу не пришьешь. Так что на местах многие инспекторы считают, что для подтверждения затрат по аренде обязательно должен быть акт.
Налоговая концепция аренды
Их логику нам озвучил Владимир Соловьев, советник налоговой службы III ранга. Выглядит она так.
Сдача имущества в аренду – не что иное, как услуга. Это подтвердил Верховный Суд в решении от 24 февраля 1999 г. № ГКПИ 98-808, 809. В нем сказано, что Гражданский кодекс «фактически не исключает возможности распространения правил, касающихся этого договора (имеется в виду договор возмездного оказания услуг – прим. ред.), и на отношения, вытекающие из договора аренды имущества».
Возмездному оказанию услуг посвящена глава 39 Гражданского кодекса. В ней, в частности, сказано, что к такому типу договоров применяются правила, которые относятся к договорам подряда (ст. 783 ГК). Приемку работ подрядчика положено оформлять актом или иным «документом, удостоверяющим приемку» (ст. 720 ГК).
Дальнейшие рассуждения таковы. Арендные платежи относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Об этом сказано в статье 264 Налогового кодекса. Чтобы отразить любую операцию в налоговом учете, нужно подтвердить ее документально (п. 1 ст. 252 НК). Из этого следует вывод: нет акта об оказании услуг по аренде помещения – нет расходов в налоговом учете. В этом случае они считаются документально не подтвержденными.
Таким образом, чтобы не вступать в ненужные дискуссии с проверяющими, проще всего акты оформлять. Тогда проблем с их включением в налоговую себестоимость не возникнет.
Если поезд ушел...
В некоторых случаях это невозможно. Причин для этого множество. Например, если фирмы-арендодателя больше не существует или налоговая инспекция уже «сняла» эти затраты с налоговых расходов в ходе проверки.
В такой ситуации остается только писать акты разногласий. Тогда позицию налоговой службы можно оспорить. Во-первых, ссылка проверяющих на решение Верховного Суда (основной и, пожалуй, единственный аргумент) – некорректна. Чтобы определить, является ли сдача в аренду чего-либо услугой, нужно прежде всего обратиться к Налоговому кодексу. Там в статье 11 сказано, что «понятия и термины гражданского... законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». А иное как раз им и предусмотрено.
«С правовой точки зрения обязывать фирмы составлять ежемесячные акты по аренде просто нелогично, – говорит ведущий юрисконсульт компании “ПРАДО Аудит” Елизавета Макарова. – Абсурд начинается с тезиса, что аренда – это услуга. Общее понятие услуги дано в статье 38 Налогового кодекса. Это “деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления”. Такое определение предполагает какие-то активные действия со стороны арендодателя. Акт об оказанных услугах как раз и предназначен для того, чтобы документально подтвердить, что эти действия были. Но на самом деле арендодатель никакой деятельности не ведет. Он лишь передает имущество, а потом принимает его обратно (ст. 606 ГК). Так какой же тогда смысл в регулярном составлении актов по аренде? Что они будут подтверждать?»
Заметим, что налоговые инспекторы могут вам возразить. И указать на главу 21 Налогового кодекса. Дело в том, что там аренда явно названа услугой. Однако, по нашему мнению, это имеет отношение только к порядку начисления НДС. В остальных случаях действует статья 38 Налогового кодекса.
Более того. Как сказано в решении суда, Гражданский кодекс лишь «не исключает возможности» применять к договору аренды те же правила, что и к договорам возмездного оказания услуг. Однако прямого указания на это он не содержит. Кстати, тот факт, что позиция налоговой службы – ошибочная, подтверждает и арбитражная практика (подробно об этом «Расчет» рассказывал в июньском номере за прошлый год).
Кроме того, не так давно на эту тему высказался Минфин. В письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 чиновники указали, что акт необходим только в двух случаях: если фирма обязана его оформлять по гражданскому законодательству или по условиям договора аренды. По Гражданскому кодексу (гл. 34 «Аренда») акт нужно составлять лишь в одном случае – при передаче объекта аренды (например, здания) от арендодателя к арендатору. Каких-либо других случаев, в которых этот документ необходим, кодекс не предусматривает.
Статья получена: Клерк.Ру