Различные проверки и визиты инспекций – обязательные атрибуты в жизни каждой фирмы и организации, от них никуда не деться. А школы, в том числе частные, конечно, привлекают особо пристальное внимание со стороны пожарных и инспекторов санитарно-эпидемиологического надзора. Корреспондент «Мосбуха» Вероника Белая поучаствовала в одной из таких проверок в частной школе Северо-Западного административного округа и готова поделиться с читателями особенностями санитарных проверок.
Прежде чем отправиться в школу, нам удалось побеседовать с главным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в СЗАО Павлом Роевичем Анненковым, который рассказал, что все плановые проверки проводятся с соблюдением 134-го Федерального закона, который определяет, что такие проверки проходят раз в два года. Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то организацию ждут повторные визиты проверяющих.
Павел Роевич рассказал о положении, в котором находятся учебные учреждения округа:
– Частных школ в Москве очень много, и надо признаться, что по сравнению с государственными учебными заведениями положение дел намного лучше. Почему? Там, где есть хозяин, там есть порядок. Частники стараются соблюдать все нормы и правила. Бюджетники на сегодняшний день этих правил соблюдать не могут – для этого нужны деньги. И в отношении бюджетников очень часто приходится закрывать глаза на недостатки. Мы прекрасно понимаем, что средства из воздуха не берутся, а без них ничего не сделаешь. С другой стороны, ни одна проверка не обходится без выявления нарушений. Они бывают при каждом посещении. Очень часто приходится сталкиваться с таким отношением со стороны проверяемых: а зачем нам сейчас что-то делать и вкладывать деньги? Вот вы придете через два года, и мы все ошибки устраним. А наши специалисты не имеют права выходить на объект без предписания, подписанного главным врачом Центра санитарно-эпидемиологического надзора. За несколько дней до проверки мы предупреждаем организацию о нашем визите, чтобы та в свою очередь успела подготовить необходимую документацию и чтобы руководитель случайно не оказался в отъезде. Мы не обязаны это делать, но сваливаться как снег на голову не стоит.
На проверку всей командой
Школа, в которую прибыли проверяющие, порадовала своей чистотой, а вот ожидаемого шума и гама не было – шли уроки. В первую очередь санитарно-эпидемиологический десант направился в кабинет директора, где и началась проверка. Заведующая отделом гигиены детей и подростков Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в СЗАО Матафонова Татьяна Александровна вручила директору школы распоряжение главного врача о проведении комплексного планового обследования. В него включен список специалистов, участвующих в проверке. Кроме Татьяны Матафоновой в школу направлены представители отделов акустики, отдела по контролю за проведением дезинфекционной деятельности и эпидемиологи, которые познакомятся с прививочной работой. Г-жа Матафонова особо отметила, что мониторинг воздушной среды в этот раз не планировался, потому что в последнее время в школе не проводился ремонт. А значит, и изменений в воздушной среде не было. Если же в школе проводятся ремонтные работы, то в течение месяца после их окончания необходимо проветрить помещения и пригласить представителей государственного санэпиднадзора, чтобы они сделали необходимые исследования воздушной среды.
– Проверка школы – процесс длительный, и участвуют в нем многие специалисты, – говорит Татьяна Матафонова. – За один день просто невозможно провести все мероприятия. Нужно не только провести осмотр, но и требуются лабораторные исследования. Поэтому проверка может растянуться на несколько дней.
На вопросы отвечает директор
Татьяна Матафонова буквально засыпала директора школы вопросами об организации учебно-воспитательного процесса и организации питания. Также она подробно расспросила руководителя школы обо всех источниках шума, которые присутствуют в здании школы. Специалисту из отдела акустики Ольге Владимировне Борисовой предстояло провести мониторинг в компьютерном классе и в пищеблоке. В классе ее интересовали источники электромагнитного излучения – компьютеры, а в пищеблоке акустика вентиляции, которая также может превышать допустимые нормы шума. Других источников электромагнитного излучения и шума в школе нет. Хотя, по мнению директора, самый большой источник шума в школе это, конечно, дети. Но прежде чем заняться осмотром здания, заведующая отделом гигиены детей и подростков попросила подготовить интересующую документацию. Директору был задан целый ряд вопросов. Сколько в школе учеников и учителей? Сколько уроков у первоклашек и старшеклассников? Во сколько начинаются и заканчиваются уроки? Сколько в каждом классе учеников? Сколько раз в день дети питаются и какой промежуток времени между завтраком и обедом? Сколько раз в неделю ребята занимаются физкультурой и где проходят занятия на лыжах? Нет ли недостатка в преподавателях? Сколько длится урок и перемена? Детальному изучению подверглось расписание и медицинские карточки учеников, договоры с поставщиками продуктов для школьной столовой, накладные и санитарно-эпидемиологические заключения о безопасности продуктов.
Небольшие нарушения в классных комнатах
После беседы в директорском кабинете начался осмотр школьных классов. Заведующую отделом гигиены детей и подростков интересовало буквально все. С помощью специального прибора г-жа Матафонова проверяла уровень искусственного освещения. Прибор ложился на парты, и по его показаниям сразу можно было определить, не выходит ли освещение за допустимые пределы и нормы.
– Здесь очень качественные люминесцентные лампы. У них очень длительный срок службы. Кроме того, они не создают дискомфорта, лампы не гудят, не мерцают и не шумят. Когда их только установили, уровень освещения даже превышал нормы, но, сократив количество ламп, это нарушение удалось устранить.
В целом уровень освещенности в классах не был ниже допустимой нормы. Правда, проверяющая порекомендовала директору изменить расположение ламп в компьютерном классе – над самими компьютерами освещение было недостаточным.
Кроме того, г-жа Матафонова обращала внимание на температуру воздуха в классах. Она должна быть 18–21°С, ни больше ни меньше. Чтобы воздух в классе был свежим, поможет проветривание с использованием оконных фрамуг.
Когда проверка переместилась в помещение 1-го класса, Татьяна Александровна обратила внимание на одного маленького ученика. Мальчик сидел в очень неудобной позе за партой, которая явно была ему велика. Это упущение тоже надо устранить. На каждой школьной парте должен стоять ее размер. А в классных журналах обязательно нужно указывать, за партой какого размера должен сидеть ученик. Этим должен заниматься медицинский персонал школы после планового измерения роста ученика.
Как оказалось, в журнале есть такие сведения, но там указывался не размер парты, а ее расположение от доски – 1-ая, 2-ая и т. д.
Также проверяющая интересовалась, как часто в классах проводится влажная уборка, каким способом чистится ковер в игровой комнате для первоклашек. Или каким средством моется посуда в столовой. Директору посоветовали приобрести посудомоечную машину, потому что только она дает гарантию дезинфекции ложек и тарелок.
Страсти по пищеблоку
Но самое пристальное внимание было уделено школьному пищеблоку. Проверяющая осмотрела многочисленные холодильники и место для хранения продуктов. Татьяна Александровна попросила повара описать технологию и рецептуру, по которым готовились котлеты на обед. Она в очередной раз напомнила, что в холодильниках должна поддерживаться соответствующая температура, и поэтому они должны находиться подальше от электрических плит. Кроме того, она пояснила, что суточная проба приготовленной пищи должна храниться в специальном отделении холодильника. Объем пробы должен быть не меньше 100 граммов, а порционные блюда должны оставаться целыми. Проверяющая обратила внимание на то, что потолок пищеблока нуждается в скорейшем ремонте.
Семинар, а не проверка
Как сказала Татьяна Матафонова, во многих школах беседа с директором идет не в таких доброжелательных тонах, как сегодня, а достаточно жестко. Но поскольку это учебное заведение числится на хорошем счету, то и директор относится к такой неизбежности, как проверка, более чем спокойно:
– Когда работаешь с детьми, несешь колоссальную ответственность. Мало того что их надо хорошо учить, очень важно сохранить их здоровье. Вот нам сделали замечание – мальчик сидит не за той партой. Хорошо еще, что он провел так всего один урок. А что случится, если учитель будет регулярно сажать его на это место? Последствия для здоровья могут быть тяжелыми. Или если с потолка пищеблока что-то упадет в пищу? Я даже боюсь думать о последствиях. Хочу подчеркнуть, что мы относимся к таким встречам спокойно, как к жизненной необходимости, потому что это не только контроль, но и учеба.
Г-жа Матафонова была солидарна с руководителем школы.
– Наши проверки – это семинар на рабочем месте. Что греха таить, понятно, что директора школ заняты своими педагогическими проблемами. А о выполнении санитарных норм часто забывают. И для нас важно не оштрафовать нарушителя, а объяснить и научить, как устранить ошибки.
Напоследок мы решили узнать, какой срок дается организации на устранение выявленных нарушений?
– Все зависит от самого нарушения. Часто его устранение связано с материальными затратами, например приобретение посудомоечной машины. В таком случае мы не требуем скорейшего выполнения рекомендаций, но и астрономически длинных сроков тоже не даем. В данном случае одной из важнейших рекомендаций будет ремонт потолка в пищеблоке. Для этого подойдет время каникул. Если же в организации есть нарушения, которые представляют реальную угрозу жизни и здоровью, то на их устранение дается минимальный срок или же выносится постановление о приостановлении эксплуатации. Вот если бы мы сегодня во время замеров в компьютерном классе обнаружили, что электромагнитное излучение от компьютеров существенно превышает норму, мы бы уже сегодня оформили бумаги и приостановили его работу. Но грубых нарушений в этом учебном заведении нет. Еще раз напомню, что проверка закончится только через несколько дней. Тогда и будет подготовлен акт по результатам проверки, в который и войдут все рекомендации.
Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №1 2005 г.
Статья получена: Клерк.Ру