Министерству РФ по налогам и сборам не нашлось места в новом правительстве! Крутой поворот в судьбе налоговиков озадачил в том числе и бухгалтеров, аудиторов, предпринимателей. Кому теперь сдавать отчетность? Кто имеет право прийти с налоговой проверкой? Какое ведомство отныне будет разъяснять противоречия Налогового
кодекса?
Куда обращаться в поисках справедливости? Когда... как... почему?..
I. Куда теперь сдавать отчетность?
Туда же, куда и раньше. Перетряски в правительстве пока нас никоим образом не касаются. Бухгалтерскую и налоговую отчетность сдаем в налоговые инспекции, а отчетность по внебюджетным фондам - соответственно в фонды. Во-первых, до тех пор, пока не внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, МНС России продолжает работать в прежнем режиме. Во-вторых, даже после введения в действие необходимых поправок за Федеральной налоговой службой сохранятся функции по контролю и надзору, а значит, прием и обработка отчетности будет входить в круг ее обязанностей. В-третьих, внебюджетные фонды сохранили свой статус, для них изменилась лишь подведомственность (их деятельность будет координировать Минздрав). Это значит, что порядок для отчетности по фондам остался прежним.
II. Кто будет регистрировать юридических лиц и предпринимателей?
До внесения изменений в законодательство госрегистрацией и постановкой на налоговый учет организаций и предпринимателей занимаются налоговики. Однако заметим, что в указе № 314 есть одна нестыковка, которая касается как раз государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. По логике указа Федеральная налоговая служба лишится права вести реестры (ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП), поскольку это не является контрольной или надзорной функцией. Ведение реестров должно "отойти" федеральному агентству, однако ни одно вновь создаваемое агентство такими обязанностями не обременено. Среди федеральных служб - та же картина. Федеральная регистрационная служба при Минюсте России тоже не получила функций по переписи предпринимателей и юрлиц. Так что вопрос о будущем держателе реестра и государственном регистраторе пока остается открытым. Отметим, что уполномоченный орган по ведению реестров определяет Правительство РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).
III. Имеют ли теперь налоговики право прийти в организацию с проверкой?
Конечно, имеют, поскольку за налоговиками сохранится их исконное право на проверки как камеральные, так и выездные (ст. 87 НК РФ). Ведь проверки - это контрольная работа, которая в любом случае останется главным приоритетом деятельности Федеральной налоговой службы.
IV. Надо ли теперь исполнять предписания налоговиков?
Безусловно. Ведь независимо от того, когда произойдут необходимые изменения в законодательстве, и МНС России, и его правопреемница - Федеральная налоговая служба уполномочены не только проводить проверки, но и выносить решения по их результатам.
V. С кем теперь судиться, если возникают налоговые споры? Как обжаловать действия налоговиков?
Ответ на этот вопрос зависит от того, когда случится конфликт. До тех пор пока законодательство не изменилось, обжаловать действия налоговиков надо в том же порядке, что и раньше, - в вышестоящие налоговые органы или суд (заявлением против действий или бездействия органов МНС России). Однако после вступления в силу законодательных поправок у Минфина появится право отменять решения, принятые налоговиками. То есть налогоплательщику, не согласному, например, с результатами проверки, можно будет пожаловаться на фискалов в Минфин (и, разумеется, в суд).
VI. Куда теперь обращаться по вопросам возврата и зачета налоговых платежей?
До внесения изменений в Налоговый кодекс обращаться нужно в налоговую инспекцию по месту учета организации (ст. 78 НК РФ). Что же касается прогноза на будущее, то законодатели могут оставить этот вопрос в ведении Федеральной налоговой службы или передать его напрямую под ответственность Минфина.
VII. Кто теперь будет регистрировать ККТ?
По идее указа № 314, у Федеральной налоговой службы могут быть полномочия по регистрации контрольно-кассовой техники, поскольку это часть контрольно-надзорных функций. И вряд ли регистрацию ККТ передадут в ведение другой федеральной службы. Так что в любом случае пока все остается по-прежнему: регистрировать ККТ надо в налоговой инспекции. Что же касается ведения реестра контрольно-кассовой техники, то уж этим точно должно заниматься федеральное агентство. Но указом такие функции ни одному из них не "приписаны". Между прочим, уполномоченный орган, который ведет реестр ККТ, должно определять Правительство РФ, и сделать это оно должно было уже давно - во исполнение статьи 3 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ.
VIII. Если МНС России до окончательной смены "вывески" издаст какие-то нормативные документы, надо ли их выполнять?
Надо. Минфин России уже высказался по этому вопросу вполне определенно, обнародовав официальное сообщение пресс-службы. Руководство МНС России и всех налоговых органов на территории РФ продолжает исполнять свои обязанности в прежнем порядке и в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Этот принцип действует до вступления в силу изменений в законодательстве и прекращения полномочий в установленном порядке.
IX. Кто будет разъяснять налоговое законодательство, издавать декларации, инструкции, методические рекомендации?
После введения в действие необходимых поправок этим будет заниматься Министерство финансов, которое получило функции по изданию нормативных правовых актов в сфере налогового законодательства. Также к Минфину от МНС России перейдет обязанность давать официальные разъяснения налогового законодательства.
X. От кого получать ответы на вопросы по практическому применению тех или иных норм НК РФ?
В ближайшем будущем вопросы надо отсылать в налоговые органы, а в перспективе такие письма придется направлять в Министерство финансов.
Статья получена: Клерк.Ру