При осуществлении торговых операций с белорусскими партнерами российские организации уже полтора года руководствуются Соглашением от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее – Соглашение). Однако пробелы в налогообложении некоторых операций вызывают все новые и новые вопросы. Сегодня мы остановимся на порядке исчисления НДС при возврате российской организацией бракованного товара, ранее ввезенного из Республики Беларусь.
В соответствии с Соглашением при ввозе товаров с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию НДС уплачивается в налоговый орган по месту постановки организации-импортера не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В эти же сроки налогоплательщики обязаны подать декларацию по НДС в налоговые органы1.
Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган необходимые документы2. Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым на территорию России из Белоруссии, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством (для российских налогоплательщиков – ст. 171, 172 НК РФ). Однако порядок исчисления НДС в ситуации, когда российские покупатели возвращают белорусскую продукцию, Соглашением не определен.
Ранее ФНС РФ и Минфин РФ давали по этому вопросу следующие разъяснения:
Возврат товара в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора (претензия по качеству) не следует квалифицировать как обратную реализацию и экспортную операцию. Значит, в этом случае ставка 0 процентов применяться не должна3. Из Письма ФНС РФ от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@ неясно, был товар принят к учету покупателем или же российская сторона предъявила претензии по качеству белорусскому продавцу на стадии приемки товара. Скорее всего, речь идет о втором варианте. Действующие нормы Соглашения не предусматривают особого порядка применения НДС в случаях возврата товаров, ранее ввезенных в Россию с территории Белоруссии. В то же время перерасчет с бюджетом по НДС, уплаченным при ввозе товаров, может быть произведен в порядке, определенном Соглашением в отношении экспортируемых товаров4. При реализации товаров, вывезенных с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, налогоплательщик имеет право на вычеты НДС в порядке, предусмотренном в отношении товаров, вывозимых с территории обоих государств в таможенном режиме экспорта5. В устных разъяснениях сотрудники налоговых органов высказывали также мнения о том, что при возврате некачественного товара, ранее оприходованного и оплаченного, у российского покупателя возникнет экспортная операция. При этом на операции по экспорту в Республику Беларусь товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, нормы Соглашения не распространяются. Следовательно, обложение НДС должно производиться в соответствии со ст. 164 НК РФ с представлением в налоговые органы документов согласно ст. 165 НК РФ. Но если белорусский покупатель возвращает товар российскому поставщику, то в этом случае операцию следует оформлять как обычный импорт6. При этом чиновники ссылались на то, что положения Соглашения не распространяются на ввоз товаров российского происхождения на территорию РФ.
Однако в мае этого года позиция налогового ведомства кардинально изменилась. В Письме ФНС РФ от 15.05.2006 N ММ-6-03/490@ содержатся следующие разъяснения по описываемой ситуации:
Если после принятия на учет товаров, ввезенных с территории Белоруссии в Российскую Федерацию, представления в налоговый орган декларации и уплаты НДС покупателем установлено, что товар не соответствует указанному в договоре качеству, то покупатель может подать в налоговый орган корректирующую декларацию. При этом он должен заявить продавцу о замене товаров либо об отказе от исполнения договора купли-продажи. Корректирующая декларация представляется не ранее периода, в котором организацией-покупателем на счетах бухгалтерского учета отражены соответствующие расчеты по претензиям к продавцу за некачественный товар.
Если несоответствие заявленному качеству установлено российским покупателем до принятия товаров на учет, то налоговая база определяется только в отношении качественных товаров. При дальнейшей поставке белорусским продавцом товаров взамен некачественных налоговая база будет устанавливаться покупателем на момент принятия этих товаров на учет. В отношении экспорта российских товаров было указано, что при обнаружении белорусским покупателем брака в поставленном товаре российской стороне следует откорректировать налоговую базу и представить корректирующую налоговую декларацию по ставке 0 процентов. Сумма налоговых вычетов также подлежит корректировке.
Таким образом, подход чиновников к вопросам налогообложения операций при возврате некачественных товаров изменился.
1) Приложение N 1 к Приказу Минфина РФ от 28.12.2005 N 163н
2) п. 6 разд. 1 Приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг»
3) Вопр. 20 Письма ФНС РФ от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@
4) п. 1 разд. 2 Положения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004
5) Письмо Минфина РФ от 29.12.2005 N 03-04-08/348
6) Вопр. 21 Письма ФНС РФ от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@
Статья получена: Клерк.Ру