Налоговые инспекции обязаны принимать декларации старой формы, если там содержатся сведения, достаточные для уплаты налога
Марина Пархачева,
член научно-экспертного Совета палаты налоговых консультантов
В условиях постоянно меняющегося законодательства имеют "привычку" видоизменяться и формы налоговых деклараций.
Отдельные формы налоговой отчетности уже претерпели изменения в 2005 году, а некоторые только будут изменены. Утверждены новые формы деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. По налогу на добавленную стоимость и акцизам до утверждения новых форм деклараций налогоплательщикам следует представлять отчетность в налоговые органы на ранее утвержденных формах. Такое разъяснение подготовил Минфин России в письме от 10.02.2005 г.
N 03-04-08/21. А вот по транспортному налогу и налогу на имущество организаций формы налоговых деклараций меняться не будут (письмо ФНС России от 14.02.2005 г. N ГВ-6-21/120@).
Нередко налогоплательщики узнают об утверждении новой формы декларации только тогда, когда приходят в инспекцию с уже заполненной налоговой отчетностью. При этом должностные лица налогового органа, как правило, отказывают в приеме декларации по старой форме.
Хорошо, если бухгалтер пришел в налоговую инспекцию не в последний день срока представления декларации и еще можно в спешном порядке заполнить и сдать отчетность на новом бланке. В противном случае остается один шанс - до 24 часов надо "обновить" декларацию (и, заметьте, проставить печать и подписать у руководителя организации) и бежать на почту.
Обязанность налогоплательщика по представлению декларации по установленной форме корреспондирует с правом налоговых органов требовать от налогоплательщика (налогового агента) документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов (п. 1 ст. 31 НК РФ).
Не будем спорить ни с тем, ни с другим.
Действительно, налогоплательщик обязан представить декларацию по определенной форме, а налоговый орган вправе потребовать декларацию на утвержденном бланке.
Но, по мнению налоговых органов, декларацию "не на том" бланке можно вообще не принимать и считать срок ее подачи пропущенным.
А вот с этими выводами можно и нужно поспорить.
Категорично указывая на невозможность принятия декларации, представленной налогоплательщиком, налоговые органы забывают о том, что согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации. Причем НК РФ не предоставляет никаких вариантов для отказа.
В частности, именной такой вывод был сделан ФАС Центрального округа в постановлении от 6 июня 2003 г. N А09-780/03-16. Суд указал, что налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и с момента принятия исчислять срок представления декларации. При этом представление декларации на устаревшем бланке не может являться свидетельством нарушения срока ее подачи.
По логике закона следует, что налоговым органам все же надо принять декларацию от налогоплательщика (причем именно ту, которую он представит, независимо от формы, наличия ошибок или иных изъянов), а уж потом следует осуществлять налоговый контроль, в том числе реализуя свое право требовать от налогоплательщика представления декларации по "нужной форме".
Отметим, что налогоплательщики, как правило, выполняют требования налоговых органов и представляют еще раз ранее сданную декларацию, но на новом бланке. Ведь чаще всего представление декларации по устаревшей форме вызвано неосведомленностью налогоплательщика о введении новых деклараций, отсутствием бланков, неясностью в заполнении новых форм.
Повторная сдача декларации по новой форме по требованию налоговых органов привела бы к исчерпанию конфликта без каких-либо весомых потерь как со стороны налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Но многие налоговые инспекции считают сроком представления декларации повторную ее передачу.
Причем зачастую налоговые органы соглашаются, что отказать налогоплательщику в принятии декларации действительно нельзя, но пытаются доказать, что документ по устаревшей форме "настоящей" декларацией не является (а является документом неустановленной формы). При этом не обращая внимания на то, что согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
И если документ, представленный на бланке старой формы, все эти данные содержит, то он имеет все признаки декларации и должен признаваться ею.
На это неоднократно указывали суды, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении 30 ноября 2004 г. N А56-23496/04, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 16 марта 2004 г. N А19-9693/03-30-Ф02-778/04-С1, ФАС Уральского округа в постановлении 26 ноября 2003 г. N Ф09-4017/03АК, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 30 января 2003 г. N А39-3091/02-156/11 и другие.
Кроме того, некоторые суды опровергают попытку признать декларации, представленные в налоговый орган по ранее действующей форме, составленной в произвольном виде, указывая на то, что декларации, оформленные на бланке пусть и устаревшей, но утвержденной формы, соответствуют понятию "налоговая декларация". В частности, данная позиция была высказана ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 30 января 2003 г. N А39-3091/02-156/11.
Нередко налоговые органы пытаются применить меры налоговой ответственности за представление декларации по устаревшей форме.
Но Налоговый кодекс РФ не устанавливает ответственности налогоплательщика за представление декларации в ненадлежащем виде.
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ.
Налоговые органы таким основанием считают ст. 119 НК РФ. Напомним, что в указанной статье кодекса установлена ответственность только за непредставление декларации. Поэтому при представлении декларации по неустановленной форме отсутствует состав правонарушения.
Данный аргумент использован в качестве основного в судебных решениях ФАС Северо-Западного округа, в частности, в постановлениях от 2 ноября 2004 г. N А56-18734/04, от 4 ноября 2004 г. N А56-18737/04, от 9 ноября 2004 г. N А56-10902/04, от 30 ноября 2004 г. N А56-23496/04. Указанным судом была рассмотрена практически одна и та же ситуация, когда организации отправляли декларации (расчеты) по местным налогам и сборам в адрес налоговой инспекции своевременно, но по устаревшим формам. Затем они получали предложение представить расчеты по новым формам, что и исполняли. Впоследствии налогоплательщики получали сообщения, что в отношении их возбуждено производство о налоговом правонарушении в связи с несвоевременным представлением деклараций.
По всем приведенным делам налоговым органам было отказано в удовлетворении их требований. Вывод суда был категоричен: привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя, поскольку состава правонарушения нет.
Справедливости ради отметим, что в ряде случаев суды все же поддерживают позицию налоговых органов о том, что представление декларации по старой форме равносильно ее непредставлению вовсе, что влечет применение санкций по ст. 119 НК РФ.
В частности, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 16 июня 2003 г. N Ф04/2628-743/А27-2003 согласился с налоговым органом, что декларация, не соответствующая утвержденной форме, обоснованно не была им принята. По мнению суда, к налогоплательщику правомерно применена ответственность за несвоевременное представление декларации.
И все же такой вывод суда - исключение, ведь без них не бывает правил. Тем более что в более поздних решениях по этому же вопросу ФАС Западно-Сибирского округа поменял свою точку зрения на противоположную, в частности, при вынесении решения 11 августа 2003 г. по делу N Ф04/3852-1238/А27-2003.
Статья получена: Клерк.Ру