В сентябре Минфин признал, что не всякое обособленное подразделение - филиал. Однако заслужить его статус в глазах инспекторов может любой офис или магазин, находящийся отдельно от открывшей его фирмы. Тогда налоговики лишат ее права на упрощенку. Признавая, что это далеко не всегда правильно, в Минфине ничем помочь не могут. Оказывается, там толком не знают, по каким признакам можно безошибочно опознать в обособленном подразделении филиал.
В письме от 16 сентября 2004 г. № 03-03-02-04/1/14 Минфин указал на очевидную, казалось бы, вещь: обособленное подразделение — понятие более широкое, чем филиал. А значит, если фирма откроет, к примеру, отдельный магазин или офис, то для нее это еще не повод попрощаться с упрощенкой. Может быть, они не являются ни филиалами, ни представительствами, наличие которых лишает права на упрощенку (п. 3 ст. 346.12). Правда, о том, как в этом убедиться, в письме Минфина ничего не сказано. На практике же налоговики любое обособленное подразделение легко признают филиалом, и доказывать обратное потом приходится в суде.
Финансовое ведомство в своем письме ограничилось лишь указанием на корень проблемы: понятия обособленного подразделения и филиала — из разных отраслей законодательства. Признаки первого названы в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса: оно территориально находится вне фирмы и имеет рабочие места, оборудованные на срок больше месяца. Причем неважно, есть ли запись о его создании в учредительных документах фирмы или нет. Никакой роли не играют и полномочия, которыми оно наделено.
С понятиями филиала и представительства все иначе — они из гражданского законодательства (ст. 55 ГК). Оно на свой лад тоже называет их обособленными подразделениями — такими, которые выполняют все функции фирмы или их часть, в том числе представляют и защищают ее интересы.
Та же статья Гражданского кодекса обязывает фирму указать в учредительных документах все свои филиалы и представительства и утвердить положения, на основании которых те действуют. В некоторых инспекциях вполне справедливо утверждают: от того, что фирма не выполнила эту свою обязанность, филиал таковым быть не перестает. И если такое подразделение выполняет какие-либо функции фирмы, то права на упрощенку у нее нет и она обязана платить обычные налоги. Вся загвоздка в том, чтобы установить, что понимать под функциями фирмы, и как определить, выполняет ли какие-либо из них ее подразделение.
А я филиал узнаю по...
Налоговики к решению этого вопроса подходят просто: увидят, к примеру, что у подразделения есть отдельный расчетный счет или свой руководитель, — пожалуйте, фирма, на общий налоговый режим.
Инспекторов не останавливают даже методические рекомендации МНС по применению главы 26.2 Налогового кодекса (формально они отменены). Начальник Управления налогообложения малого бизнеса ФНС Анатолий Мельниченко считает, что при решении "филиального" вопроса следует руководствоваться именно этим документом. Там четко сказано, что упрощенки недостойны фирмы с теми филиалами, которые указаны в учредительных документах.
"Выдумки" инспекторов становятся понятны, если прочитать письмо МНС от 2 марта 1999 г. № ВГ-6-18/ 151@. В нем черным по белому написано: "обособленные подразделения юридических лиц могут существовать лишь в двух формах — представительств либо филиалов". В том же письме налоговое ведомство указывает, что филиал может быть таковым и без записи о нем в уставе.
До тех инспекторов, которые до сих пор чтят сие пятилетней давности творение МНС, стоит донести вывод Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. В постановлении от 30 октября 2003 г. № А42-969/03-23 судьи признали: "расположение обособленных подразделений вне места регистрации и нахождения налогоплательщика не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия остальных признаков из статьи 55 Гражданского кодекса". Указывать на это приходилось и Федеральному арбитражному суду Центрального округа (постановление от 6 мая 2003 г. № А09-585/03-30).
А вот переубедить налоговиков, заявляющих, что отсутствие упоминания о подразделении в уставе еще не значит, что оно — не филиал, поможет письмо ныне начальствующего над ними Минфина. Переписывая из статьи 55 Гражданского кодекса признаки филиала, минфиновцы причислили к ним и наличие записи в учредительных документах. Более явно эта позиция выражена в другом письме финансового ведомства (от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/3/49). В нем сказано, что "слетают" с упрощенки подразделения, "являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах".
Однако в устных беседах чиновники Минфина высказываются уже не столь однозначно. Четких критериев, по которым филиалы и представительства можно было бы отделить от прочих подразделений, там назвать не могут. Но, по мнению замруководителя Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталии Комовой, то, что налоговики обращают внимание на наличие у обособленца расчетного счета и баланса, не лишено оснований.
"Раз у подразделения есть расчетный счет и баланс, значит, оно ведет деятельность, которую нужно учитывать, а соответственно, его можно назвать филиалом, — рассуждает г-жа Комова. — Вот, например, торговую палатку филиалом при всем желании не назовешь". Логика, согласитесь, небезупречная — любое подразделение ведет деятельность, которую нужно учитывать — неважно, на общем балансе или на отдельном.
Несмотря на это, такой логики иногда придерживаются в судах. Рассматривая один из споров, федеральные судьи Северо-Западного округа признали, что подразделение фирмы не является ее филиалом в том числе и потому, что у него нет своих расчетного счета и баланса (постановление от 30 октября 2003 г. № А42-969/03-23).
Маскировка
На самом деле в Гражданском кодексе ни про расчетный счет, ни про баланс ничего не сказано. Наличие того и другого еще не означает, что подразделение выполняет какие-либо функции фирмы.
Но как доказать налоговикам, что магазин, автозаправка или просто один из отделов фирмы, который находится за ее пределами, не выполняют ее функций? Подсказку дает все та же статья 55 Гражданского кодекса. Она говорит, что филиалом признается подразделение, у которого среди прочих есть и функции представительства — представление и защита интересов фирмы. Вот за защиту интересов как раз и можно ухватиться. Этой функции не будет, если у руководителя подразделения нет полномочий по представлению его интересов, а значит, и интересов фирмы, например, в судах.
Вообще, чем меньше признаков филиала будет у подразделения, тем лучше — тогда налоговикам не к чему будет прицепиться. С этой точки зрения лучше, например, оформить его создание не положением о нем, а обычным приказом. Руководителя подразделения лучше в документах назвать как-то иначе — например, заместителем генерального директора головной фирмы. Этот момент, кстати, принимают во внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 октября 2003 г. № А42-969/03-23).
Нет подразделений — нет проблемы
В ФНС было задумали решить эту проблему одним махом. На пресс-конференции в сентябре руководитель департамента регистрации юрлиц ФНС Сергей Дуканов заявил, что его ведомство подготовило поправки в статью 11 Налогового кодекса. Чиновники хотят указать в ней, что только филиалы и представительства являются обособленными подразделениями. Это заставило бы расстаться с упрощенкой множество фирм.
Однако позже г-н Дуканов опроверг свои слова, сказав, что "их инициативу зарубили на корню".
Чиновник, возможно, лукавит. Но одно радует: если изменения все-таки будут, то до конца года их вряд ли успеют принять. Это значит, что еще год упрощенцам с обособленными подразделениями можно не волноваться.
Елена ДАВЫДОВА
Источник материала: «Расчет»
Статья получена: Клерк.Ру