Н. Охотин, советник налоговой службы II ранга
Не за горами – сдача отчетности за девять месяцев. Поэтому опубликованное письмо Минфина пришлось как нельзя кстати. Финансисты рассказали о том, как должны заполнять декларацию по налогу на прибыль фирмы, которые оказывают услуги.
Декларация «по-минфиновски»…
По окончании года и каждого отчетного периода (квартала, полугодия и девять месяцев) фирмы сдают в инспекцию декларацию по налогу на прибыль.
Ее форма утверждена приказом Минфина России от 7 февраля 2006 г. № 24н.
Затраты, учитываемые при расчете налога, она должна указать в приложении № 2 к листу 02 декларации. Это приложение называется «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам». Сумму прямых и косвенных расходов вписывают соответственно в отдельные строки 010 и 040 приложения № 2.
Но если фирма утвердила в учетной политике, что она не распределяет прямые расходы, и к тому же ее деятельность не предполагает наличие незавершенного производства, деление расходов на прямые и косвенные становится пустой формальностью. Поэтому Минфин в опубликованном письме указал, что, заполняя декларацию, эти компании могут показывать затраты в целом. Отражать их в таком случае нужно по итоговой строке 110 приложения № 2 к листу 02.
Однако финансисты не разъяснили, нужно ли при этом заполнять строки 041–046. Напомним: здесь расшифровывают некоторые виды косвенных расходов. Так, например, в строке 041 отражают сумму начисленных налогов (за исключением ЕСН). А фирмы, которые пользуются амортизационной премией, должны показать ее в строке 044. Логично предположить, что раз Минфин разрешил не заполнять строку 040, то и в строках 041– 046 также можно проставить прочерки.
Возникает и другой вопрос. Чтобы определить значение строки 110, суммируют не только сумму прямых (стр. 010) и косвенных (стр. 040) расходов. На этом листе декларации есть и дополнительные строки (050– 100). В них указывают результаты некоторых отдельных операций фирмы. Если, например, она продала с убытком основное средство, то придется заполнить строку 100. Как в этом случае заполнять декларацию?
Если у вас есть данные, которые необходимо внести в графы 050–100, мы рекомендуем все же заполнять строки 010 и 040 в обычном порядке. Это поможет избежать возможных вопросов при сдаче отчетности.
…и нормы кодекса
Упростив правила заполнения декларации по прибыли для тех, кто оказывает услуги, финансисты никоим образом не «согрешили» против действующего законодательства.
Как известно, фирмы, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления, делят все свои расходы на прямые и косвенные. Косвенные расходы целиком списывают на «налоговые» затраты. А вот прямые расходы необходимо распределять на остатки незавершенного производства. В текущем периоде можно списывать лишь те прямые затраты, которые относятся к реализованной продукции, выполненным работам или оказанным услугам.
Какие затраты учитывать при оценке незавершенного производства, а какие сразу списывать на расходы, компании решают самостоятельно. Перечень прямых затрат они должны закрепить в своей учетной политике. В пункте 1 статьи 318 Налогового кодекса указан лишь приблизительный список прямых расходов (на покупку сырья и материалов; на оплату труда производственных рабочих и т. п.).
Однако тем, кто оказывает услуги, можно действовать по-другому. Пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса позволил таким предприятиям все прямые расходы относить к затратам текущего периода. То есть они могут не распределять их на стоимость незавершенных услуг, а списывать так же, как и косвенные расходы (то есть единовременно и полностью).
Разумеется, расшифровывать в декларации, какие расходы относятся к прямым, а какие – к косвенным, для таких фирм смысла не имеет. Поэтому финансисты и разрешили им заполнять отчет по налогу на прибыль по упрощенной форме.
НА ПРИМЕРАХ
ПРИМЕР. ООО «Вояж» организует автомобильные туристические экскурсии. За 9 месяцев 2006 года расходы, которые в соответствии с учетной политикой фирма относит к прямым, составили:
– зарплата экскурсоводов и водителей, а также сумма ЕСН и пенсионных взносов, начисленных на эти выплаты, – 435 600 руб.;
– амортизация экскурсионных автобусов – 37 500 руб.
Сумма косвенных затрат за 9 месяцев равна 250 200 руб.
Общая сумма затрат, связанных с производством и реализацией составила 723 300 (435 600 + 37 500 + 250 200) руб.
В соответствии с учетной политикой, «Вояж» не распределяет прямые расходы на остатки незавершенного производства, а учитывает в полном объеме в составе текущих расходов.
При заполнении приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года «Вояж» отразил расходы в целом. В строке 110 фирма указала их общую сумму – 723 300 руб., а в строках 010 и 040 поставила прочерки. Расходов и убытков, которые нужно отражать по строкам 050– 100 у «Вояжа» не было. Поэтому в этих строках декларации фирма также проставила прочерки.
Письмо Министерства финансов РФ от 13 июля 2006 г. № 03-03-04/2/174 [О ЗАПОЛНЕНИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ПРИБЫЛИ]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу заполнения налоговой декларации (приложения № 2 листа 02) и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
- прямые;
- косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
В случае, если налогоплательщик не может отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу, то он самостоятельно определяет механизм распределения вышеуказанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
Налогоплательщики, деятельность которых непосредственно связана с оказанием услуг (к таковым можно отнести и банковскую деятельность) и у которых в ходе деятельности не возникает незавершенного производства, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода, без распределения на остатки незавершенного производства.
Это положение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Таким образом, заполняя Приложение № 2 Листа 02 декларации, банк с учетом изложенного, может в целом определить расходы, связанные с производством и реализацией по строке 110 Приложения № 2 Листа 02 декларации без разделения их на прямые и косвенные.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. Иванеев
ОБРАТИМСЯ К БЕРАТОРУ
«Налог на прибыль от А до Я»
«…фирмы, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся эти расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет (п. 2 ст. 318 НК РФ). У производственных фирм такой льготы нет. Они должны рассчитывать стоимость «незавершенки» на конец каждого месяца. Обратите внимание: поступать так или распределять прямые расходы наравне с организациями, занимающимися производством (выполняющими работы), – решать самим фирмам, которые оказывают услуги.
Статья получена: Клерк.Ру