Владимир МАЛЫШКО, эксперт «ПБУ»
При перечислении налогов и сборов налогоплательщики и налоговые агенты в платежном поручении в обязательном порядке помимо своих персональных данных «ИНН» (поле 60), «КПП» (102), «Плательщик» (8) согласно Правилам указания информации, идентифицирующей
- плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ;
- платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами;
- лицо или орган, оформивших расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ,
(приложения 1, 2 и 5 к приказу Минфина России от 24.11.04 № 106н) должны правильно заполнить более десятка полей: «ИНН», (61), «КПП» (103), «Получатель» (16), «Назначение платежа» (поля 104-110), показатель статуса (101). Не точное указание в этих полях информации может обернуться негативно для налогоплательщика. Хотя денежные средства и поступили в бюджетную систему РФ, однако возникшая (-ие) ошибка (-и) в заполнении указанных полей не позволяет органам федерального казначейства и налоговым органам однозначно их идентифицировать в качестве конкретного вида платежа.
И это позволяет данным органам отнести их к невыясненным поступлениям.
Требуемая информация
В поле 104 платежного поручения на перечисления налогов, сборов и страховых взносов указывается показатель кода бюджетной классификации. КБК - это идентификатор, по которому налогоплательщики, органы федерального казначейства и налоговые органы определяют принадлежность платежных документов к тому или иному налоговому обязательству налогоплательщика.
Напомним, что код классификации доходов бюджетов Российской Федерации представляет собой двадцатизначное число. Первоначально это было определено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год (утв. приказом Минфина России от 27.08.04 № 72н). Но данным указаниям не суждено было начать действовать, так как Минфин России выпустил приказ от 10.12.04 № 114н, которым были утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Эти указания действовали в течение 2005 года. В текущем же году действуют указания с таким же названием, но утвержденные приказом Минфина России от 21.12.05 № 152н. Структура КБК во всех трех документах сохранялась неизменной. Она условно подразделяется на четыре составных части, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Админис-тратор | Вид доходов | Программа (подпрограмма) | Экономическая классификация доходов | ||||||||||||||||
группа | подгруппа | статья | подстатья | элемент | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Три первых разряда КБК указывают на государственный орган, который обязан администрировать вид дохода. Отметим, что в приложении № 1 к приказу № 152н, в котором приводятся Классификация доходов бюджетов Российской Федерации, КБК доходов указаны без администратора (первые три цифры – нули). Налогоплательщики же должны самостоятельно указывать код администратора при заполнении платежных документов. Администраторы доходов федерального бюджета приведены в приложении № 1 к Федеральному закону от 26. 12.05 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год». Их же повторили и минфиновцы в приложение № 11 к приказу № 152н. ФНС России в приложении к письму от 16.12.05 № ММ-6-10/1059 привела коды классификации доходов бюджетов РФ, администрируемые ею.
Разряды КБК с 4 по 13 указывают на вид дохода, который, в свою очередь, разбивается на:
- группу - 4 разряд. Налоговые платежи относятся к группе «Доходы», цифровое значение которой - 1;
- подгруппу - 5 и 6 разряды КБК. В группу «Доходов» входят девятнадцать подгрупп. Налоги на прибыль и доходы входят в подгруппу 01, налоги и взносы на социальные нужды – в подгруппу 02, налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – в подгруппу 03, налоги на совокупный доход – в подгруппу 05, налоги на имущество – в подгруппу 06 и т. д.
- статьи, подстатьи - с 7 по 11 разряды КБК. Статьи и подстатьи позволяют осуществить дальнейшую детализацию подгрупп видов доходов. Для обозначения статей предназначено два разряда - 7 и 8, для обозначения подстатей – три разряда – 9, 10 и 11. Так входящим в подгруппу 01 налогу на прибыль соответствует статья 01, налогу же на доходы физических лиц – статья 02. Количество же подстатей определяется возможным разнообразием вариантов исчисления конкретного налога. НДФЛ, исчисляемому с дивидендов от долевого участия в деятельности организации, соответствует подстатья 010, с доходов физических лиц по ставке 13% - подстатья 021, с доходов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, - подстатья 022. Таким образом, разряды 7-11 КБК при перечислении НДФЛ, исчисленного в трех последних случаев, заполняются в следующем порядке: 02010, 02021, 02022;
- элементы дохода - 12 и 13 разряды КБК. При перечислении налога в федеральный бюджет в этих разрядах указывается 01, в бюджет субъекта – 02, в местный бюджет – 03. В текущем году введены дополнительно: 04 – для перечислений налогов в бюджет городского округа, 05 - в бюджет муниципального района, 10 – в бюджет поселения. Помимо этого используются значения 06 – при перечислениях, направляемых в бюджет Пенсионный фонд РФ, 07 – в бюджет ФСС РФ, 08 - в бюджет ФФОМС, 09 – в бюджет ТФ ОМС.
Следующие четыре разряда КБК, с 14 по 17, кодируют программы доходов бюджетов. В данных разрядах налогоплательщики должны самостоятельно указывать соответствующие значения. В таблицах, приведенных в упомянутом приказе № 152н, код программы представлен нулями. Первый знак кода программ используется для отражения вида платежа. В этих разрядах КБК при заполнении платежного документа налогоплательщик указывает:
- 1000 – при перечислении суммы налога (сбора);
- 2000 – при перечислении пени по данному налогу (сбору);
- 3000 – при перечислении суммы штрафных санкций.
Оставшиеся три разряда КБК, с 18-20 предназначены для указания экономической классификации доходов. При перечислении налоговых платежей в этих разрядах указывается 110, страховых взносов, направляемых в ФСС России и Пенсионный фонд РФ, - 160.
Код муниципального образования по Общероссийскому классификатору административно-территориальных образований (ОКАТО) указывается в поле 105 расчетного документа. При этом на него отведено 11 знаков.
В поле 106 указывается показатель основания платежа (2 знака). Данный показатель может иметь 11 различных значений, обозначаемых сочетанием двух заглавных букв. Например:
- «ТП» - платежи текущего года;
- «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования налогового органа;
- «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа;
- «АП» - погашение задолженности по акту проверки;
- «АР» - погашение задолженности по исполнительному документу и т. д.
В поле 107 указывается показатель налогового периода - 10 знаков. Первые два знака предназначены для указания кода периодичности уплаты налога, 4 и 5 - номер периода (месяца, квартала, полугодия), 7-10 - год, за который производится уплата налога, 3 и 6 являются разделительными знаками и заполняются точками («.»). Данный показатель практически не повторяется, то есть всегда имеет различное значение.
В поле 108 указывается показатель номера документа, который в зависимости от значения показателя основания платежа может принимать различные значения, обозначаемые сочетанием двух заглавных букв. Например, ТР обозначает требование налогового органа, АП - акт проверки. В данном поле проставляется показатель ноль («0»).
В поле 109 указывается показатель даты документа, который состоит из 10 знаков. Первые два знака показателя обозначают календарный день (могут иметь значение от 01 до 31), 4 и 5 - месяц (значение от 01 до 12), 7 - 10 - год, в 3 и 6 знаках в качестве разделительных проставляются точки («.»).
В поле 110 указывается показатель типа платежа, который имеет два знака и может принимать 10 различных значений, обозначаемых сочетанием двух заглавных букв:
- «НС» - уплата налога или сбора;
- «ПЛ» - уплата платежа;
- «ПЕ» - уплата пени;
- «СА» - уплата налоговых санкций и т. д.
В этом поле можно использоваться и показатель ноль («0»).
Отметим, что информация в поле 110 платежного документа фактически дублирует информацию, указываемую в коде программы доходов КБК (14-17-й разряды).
В поле 101 должен указываться показатель статуса лица, осуществляющего непосредственное перечисление налога, сбора, страховых взносов. Из пятнадцати возможных вариантов наиболее востребованными для юридических или физических лиц являются следующие:
- 01 используется налогоплательщиками (плательщиками сборов) - юридическими лицами;
- 02 - налоговыми агентами;
- 06 - участниками внешнеэкономической деятельности;
- 08 - плательщиками иных платежей, осуществляющими перечисления в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами);
- 09 - индивидуальными предпринимателями;
- 10 - частными нотариусами;
- 11 - адвокатами, учредивший адвокатский кабинет;
- 12 - главами крестьянского (фермерского) хозяйства;
- 13 - налогоплательщиком (плательщиком сборов) - иным физическим лицом - клиентом банка (владельцем счета);
- 14 – налогоплательщиками ЕСН - организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты физическим лицам.
Результатом такого усложненного оформления расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ является большое число ошибок при заполнении обязательных реквизитов, и как следствие отнесение таких платежей к невыясненным поступлениям или же в счет оплаты иных налогов.
Учет поступлений
Исполнение бюджетов по доходам производится путем зачисления всех доходов на единый счет бюджета. Статьей 218 Бюджетного кодекса РФ определено, что исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Непосредственный учет поступлений на этом едином счете осуществляют органы федерального казначейства в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утв приказом Минфина России от 16.12.04 № 116н). Им установлены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему РФ. Учет поступлений осуществляется на счетах, открытых территориальными органами федерального казначейства в расчетно-кассовых центрах Банка России.
В функции органов казначейства входит учет всех поступивших сумм по видам платежей и по каждому плательщику. Именно эти органы получают выписку из счета от банков с приложением расчетных документов, группируют поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации.
Ими же осуществляется и распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней. Согласно КБК осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Органы федерального казначейства осуществляют перерасчет поступлений, распределенных к зачислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в платежных документах. При этом они готовят и передают территориальным налоговым органам сводные реестры поступлений. К ним прилагаются копии платежных документов, полученных из банка.
При получении сведений от органов федерального казначейства налоговые инспекции осуществляют разноску поступивших платежей в карточки налогоплательщиков в соответствии с указанными в платежных документах кодами бюджетной классификации и другими обязательными реквизитами расчетных документов на перечисление налогов и сборов.
Упомянутым выше порядком предписывается поступления по расчетным документам, в которых не указаны:
- код бюджетной классификации или указан несуществующий код бюджетной классификации;
- код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования;
- ИНН и КПП получателя или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя - территориального органа администратора поступлений в бюджет,относить к невыясненным.
Помимо этого возможны варианты указания в платежных документах:
- КБК, относящегося к другому виду налога или страховых взносов;
- ОКАТО, соответствующему иному муниципальному образованию;
- иного показателя статуса лица, оформившего расчетный документ.
В этом случае органы федерального казначейства учитывают и распределяют поступившие средства согласно информации, представленной в платежном документе. Соответствующие данные будут внесены и в сводный реестр, передаваемый в налоговую инспекцию. Налоговики, как было сказано выше, осуществят разноску платежей в карточки налогоплательщика по поступившей информации от органов казначейства.
Налогоплательщики в таких случаях считают свои налоговые обязательства исполненными, так как платежный документ на уплату соответствующего налога предъявлен в банк до истечения установленного НК РФ срока при наличии достаточного денежного остатка на его счете (п. 2 ст. 45 НК РФ). Налоговые же органы начисляют пени на суммы недоимки, возникающей из-за отнесения поступивших средств:
- к невыясненным;
- в счет уплаты другого налога;
- в счет уплаты того же налога, но произведенным налоговым агентом (налогоплательщиком), а не налогоплательщиком (налоговым агентом).
Отметим, что ошибки при заполнении полей 106 и 110 платежного документа для налогоплательщика не столь критичны. Упомянутые выше Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ изначально рекомендуют налоговым органам при невозможности однозначно идентифицировать платеж, руководствуясь законодательством о налогах и сборах, самостоятельно относить поступившие денежные средства к одному из оснований.
КБК указан не верно
Ошибка в заполнении поля 104 в платежных документах в зависимости от того, какой КБК указан, может привести к разным последствиям.
При указании несуществующего КБК платеж, как было сказано выше, признается невыясненным. В результате по данным налоговиков у налогоплательщика возникает недоимка по конкретному налогу.
В случае если в платежном документе ошибочно указан КБК другого налога по исходному налогу возникает недоимка, а по другому - переплата. В этом случае важнейшим является: зачисляются ли поступления от обоих налогов в один и тот же бюджет или нет. При втором варианте последствия для налогоплательщика более значительны.
Пример Налогоплательщик при оформлении платежного поручения на перечисление НДС в поле 104 вместо КБК, соответствующему этому налогу - 181 1 03 01000 01 1000 110 указал:
- вариант 1 – 181 1 03 0100 01 1000 110;
- вариант 2 – 181 1 01 01011 01 1000 110;
- вариант 3 – 181 1 01 01012 02 1000 110.
В варианте 1 налогоплательщик при заполнении поля 104 указал КБК, состоящий из 19 знаков. Такого кода бюджетной классификации не существует. Поступления по платежным документам, в которых указан несуществующий КБК, учитываются как невыясненные поступления. Поэтому в налоговой инспекции перечисленная сумма не будет внесена в карточку налогоплательщика, а будет «висеть» в невыясненных поступлениях. Исходя из этого, у налогоплательщика возникает недоимка по НДС, хотя денежные средства и поступили на счет органов федерального казначейства.
В варианте 2 налогоплательщик при заполнении поля 104 указал КБК, относящийся к налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет. Разноска поступивших сумм налогов и сборов в карточки производится строго в соответствии с реквизитами, указанными налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налогов (сборов). Поэтому поступившая сумма будет учтена налоговиками в карточке налогоплательщика по учету налога на прибыль, направляемого в федеральный бюджет. В карточку же по учету НДС будет занесена только сумма налога, указанная в налоговой декларации как подлежащая уплате в бюджет. Исходя из этого, по данным работников инспекции по налогу на добавленную стоимость у налогоплательщика образуется недоимка, по налогу же на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, - переплата. Так как НДС также зачисляется в федеральный бюджет, то налогоплательщик вправе обратится с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы по налогу на прибыль в счет уплаты НДС (п. 5 ст. 78 НК РФ).
В варианте 3 налогоплательщик в поле 104 указал КБК налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ. Аналогия с вариантом 2 прослеживается только в части разнесения поступившей суммы в карточки налогоплательщика по учету НДС и налога на прибыль, перечисляемого в бюджет субъекта РФ. Осуществить зачет перечисленной суммы, учтенной работниками инспекции как налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в счет погашения задолженности по НДС, налогоплательщику вряд ли удастся.
Налоговики в данном случае требуют от налогоплательщика вторично перечислить денежные средства, указав при этом правильный КБК. После погашения задолженности налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате денежных средств, ошибочно перечисленного в другой бюджет.
Во всех трех случаях по данным налогового органа у налогоплательщика по НДС возникает недоимка по налогу на дату уплаты налога. В случае же его уплаты с нарушением установленного срока налогоплательщик должен уплатить пени в порядке и на условиях, предусмотренных налоговом законодательством (п. 2 ст. 57 НК РФ). Начисление их налоговики производят в соответствии с порядком, отраженным в Рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утв. приказом ФНС России от 12.05.05 № ШС-3-10/201, далее - рекомендации). И осуществляют они это во всех случаях, в том числе и при наличии переплаты по одному из налогов, зачисляемому в один и тот же бюджет с налогом, по которому налогоплательщик пытался погасить задолженность, перечисляя соответствующую сумму (письмо ФНС России от 25.07.05 № 10-1-13/3367).
____________________________________
Конец примера
Как было сказано выше, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при условии, что на счете налогоплательщика имеется достаточное количество денежных средств, или же после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. При этом законодатель не связывает уплату налога с правильностью указания КБК в платежных документах.
Бюджетная классификация является одной из основных составляющих бюджетной политики. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, которая используется для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. При этом она обеспечивает сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 18 БК РФ, ст. 1 Федерального закона от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»). Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также отчетов об их исполнении.
Если соответствующая сумма денежных средств зачислена в бюджет соответствующего уровня (при неверном указании КБК), то у налогоплательщика, на наш взгляд, отсутствует недоимка. Поэтому в отношении него не могут применяться меры обеспечительного характера по компенсации потерь государства в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Минфин России в прошлом году неоднозначно оценивал складывающуюся в таких случаях ситуацию. Так, в письме от 01.03.05 № 03-02-07/1-54 чиновники констатировали, что при указании в платежном документе неверного КБК, повлекшего зачисление перечисляемой суммы в тот же бюджет, в который зачисляются и суммы по исходному налогу, при уплате налога в полном объеме и установленный законом срок оснований для начисления пени (дополнительного платежа, применяемого для компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок) не возникает. В письме от 07.07.05 № 03-02-07/1-181 приведено, что НК РФ не предусмотрено освобождение от начисления пеней по одному налогу при наличии переплаты по другому, в том числе при условии, когда оба налога зачисляются в один и тот же бюджет. При этом авторы письма довели, что споры по вопросу о правомерности начисления пени в случае своевременной и в полном объеме уплаты налога в бюджет, но неправильного указания кода бюджетной классификации в соответствующих расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пени и последствий для бюджета неправильного указания налогоплательщиком КБК. Последний тезис стал основным во всех последующих разъяснениях Минфина России (письма от 27.09.05 № 03-02-07/1-245, от 16.01.06 № 03-02-07/1-6). Хотя в письме № 03-02-07/1-245 чиновники осторожно упомянули о возможности не начисления пеней при отсутствии потерь государственной казны.
Арбитражные суды при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика налоговыми органами (в части уплаты недоимки по налогу, пени и соответствующих налоговых санкций или отдельных этих составляющих) при неправильном указании КБК в большинстве своем отрицательно относятся к предложениям налоговиков.
В постановлении ФАС Московского округа от 24.11.05 № КА-А40/11389-05 указано, что поскольку налог уплачен налогоплательщиком в установленном размере в установленный срок и поступил в соответствующий бюджет, неправильное указание в платежном документе КБК не влияет на исполнение обязанности по уплате налога. Аргументом для этого послужила статья 18 БК РФ. Согласно этой норме бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Поэтому КБК применяется в целях регулирования бюджетных, а не налоговых правоотношений.
Судьи ФАС Западно-Сибирского округа признали неправомерным начисление пеней по авансовому платежу налога на имущество за период с даты его уплаты, установленного законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.11.03 № 56-ЗАО, по момент осуществления зачета, осуществленного налоговым органом по заявлению налогоплательщика. В постановлении от 07.12.05 № Ф04-7759/2005(16405-А81-15) приведено, что из ошибки в указании кода бюджетной классификации нельзя сделать однозначный вывод о неуплате налога, поскольку законодатель прямо не ставит возникновение недоимки в зависимость от этого обстоятельства. Правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
Налог на имущество уплачивается в бюджет одного уровня - субъекта РФ. Поэтому независимо от того, какой КБК был указан в платежном поручении, налог в бюджет субъекта РФ был реально уплачен и не повлек возникновение недоимки по налогу. Исходя из этого, начисление пеней в данном случае считается неправомерным.
Признано недействительным решение налогового органа в части требования об уплате пени по налогу в связи с неправильным указанием КБК и в постановлении ФАС Московского округа от 03.10.05 № КА-А40/9355-05. Суд исходил из того, что указание налогоплательщиком неверного КБК не привело к возникновению задолженности перед бюджетом. Следовательно, обязанность по уплате налога считается исполненной с соблюдением условий, содержащихся в НК РФ.
Судьи ФАС Дальневосточного округа констатировали, что налоговым законодательством предусмотрено перечисление налога в бюджет, а не на код бюджетной классификации. При этом верное указание КБК налога необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
Поскольку оба налога ЕСН и НДФЛ являются федеральными, и перечисляются они в один бюджет - федеральный, то сумма налога, перечисленная в установленные законодательством сроки по платежному документу с ошибочно указанным КБК в бюджет того же уровня, считается уплаченной, а обязанность по уплате налога налогоплательщиком - исполненной (постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.09.05 № Ф03-А59/05-2/2896).
С начислением же налоговиками пеней в варианте 3 примера, когда в платежных документах на перечисление налога указывает неверный КБК, в результате чего денежные средства направляются в другой бюджет, арбитражные суды в большинстве своем соглашаются. Довольно часто это происходит при рассмотрении дел по учету авансовых платежей, произведенных плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом – доходы, уменьшенные на величину расходов, в счет уплаты минимального налога. Напомним, что Бюджетным кодексом РФ предусмотрены различные нормативы отчислении по уровням бюджетной системы РФ и бюджетам государственных внебюджетных фондов для доходов от уплаты единого налога и минимального налога. При этом Минфином России установлены разные КБК для перечисления единого налога и минимального налога (подробнее см. статью «Упрощенка»: проблемы учета минимального налога и убытков» ). В этом случае налоговые органы обязывают налогоплательщиков осуществить доплаты недостающих сумм в соответствующие бюджеты.
Принимая решения в пользу налоговиков, судьи исходят из того, что уплатой налога считается поступление денежных средств в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.11.05 № А21-65/05-С1, от 21.01.03 № А05-9807/02-511/18). Хотя ВАС России в постановлении от 01.09.05 № 5767/05 поддержал решение нижних инстанций о возможности учета перечисленных сумм авансовых платежей единого налога в счет уплаты минимального налога.
Несмотря на неверно указанный КБК в платежных документах, в результате чего налог зачисляется в бюджет другого уровня, судьи в отдельных случаях считают, что начислять пени не следует. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 01.12.05 № Ф09-5537/05-С1 суд подтвердил правомерность действия суда первой инстанции. Последний же в свою очередь признал, что у инспекции не имелось оснований повторно взыскивать налог на игорный бизнес в части, подлежащей к уплате в областной бюджет, поскольку факт зачисления всей суммы данного налога в федеральный бюджет вместо областного в установленные сроки и в полном объеме доказан. Во взыскании пеней было также отказано, поскольку статьей 75 НК РФ не предусматривает начисление пеней за неуплату налога по отдельным бюджетам.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.07.03 № А31-4544/15 также подтверждена правомерность действия суда первой инстанции, который отказал в иске налогового органа о взыскании штрафа согласно статье 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в местный бюджет (при переплате налога на ту же сумму в бюджет субъекта РФ).
Принимая такое решение, суд исходил из того, что налог на прибыль является единым, в связи с чем ответственность по статье 122 НК РФ может применяться лишь при наличии недоимки в целом по налогу.
Перечисление налога не в тот бюджет, но своевременно, может восприниматься как смягчающим вину налогоплательщика обстоятельством и способствовать уменьшению налагаемых на него штрафных санкций в соответствии со статьями 112 и 114 НК РФ (постановление от ФАС Северо-Западного округа от 01.11.04 № А21-3381/04-С1).
Ошибка в статусе
Организации и индивидуальные предприниматели могут ошибиться при заполнении поля 101 в случаях, когда они помимо обязанности налогоплательщика НДС вынуждены осуществлять действия налоговых агентов по этому налогу. В обоих случаях органы федерального казначейства зачисленные на их счет денежные средства определят как поступившие в федеральный бюджет по НДС, передав об этом информацию налоговой инспекции. Последние же, следуя упомянутым выше рекомендациям по порядку ведения, разнесут их в карточки в соответствии показателем статуса, указанным в платежном документе. И тогда при перечислении денежных средств по обязанности налогового агента при ошибке в показателе статуса лица, оформляющего платеж, (вместо 02 указано 01) в карточке, предназначенной для учета действий налогоплательщика, сумма поступившая будет превосходить величину, предназначенную к уплате, в карточке же налогового агента – наоборот возникнет недоимка.
Если в платежном документе налогоплательщика, не являющегося налоговым агентом, в поле 101 указан показатель налогового агента (02), то, действуя в соответствии с регламентирующими документами, налоговики должны отнести платеж к разряду невыясненных. При этом поступившая сумма не подлежит разнесению в карточку налогоплательщика. При обращении же с заявлением о возможности зачета этой суммы как платежа налогоплательщика у работников налоговой службы имеется стандартный ответ.
Налоговым законодательством РФ предусмотрено разграничение обязательств по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов юридическим лицом, являющимся одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Поэтому налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с письменным заявлением на возврат сумм ошибочно перечисленного налога в соответствии с положениями статьи 78 НК РФ (письмо ФНС России от 14.07.05 № 10-3-03/3184). Возврат же возможен только при отсутствии задолженности по налогам и сборам. Поэтому вначале необходимо будет погасить задолженность по НДС, возникшую у лица как налогоплательщика.
И в этом вопросе арбитражные суды поддерживают налогоплательщика. Так ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 20.07.05 № Ф03-А51/05-2/1907 констатировал, что лицевые счета налогоплательщика (в деле фигурировал период август – сентябрь 2004 года) являются формой внутреннего учета и контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов. Поэтому сведения, отраженные в лицевой карточке налогоплательщика (налогового агента) не могут свидетельствовать о фактическом наличии недоимки по налогу. Поскольку пунктом 2 статьи 11 НК РФ определено, что недоимкой является сумма налога, не уплаченная в установленный срок.
Неправильное указание в платежных документах статуса плательщика не повлекло несвоевременную уплату налога. Поэтому у налогового органа отсутствовали основания для начисления пеней.
Вышеуказанные доводы содержатся в ответе Минфина России от 11.05.06 № 03-02-07/2-35 на обращение по вопросам о проведении перерасчета сумм излишне уплаченного НДС организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки этой организации - налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в расчетном документе на перечисление соответствующей суммы налога в федеральный бюджет, и правомерности начисления пени.
При этом авторами письма высказаны пожелания о целесообразности урегулирования в НК РФ вопрос о проведении налоговыми органами перерасчетов излишне уплаченных (перечисленных) в бюджетную систему РФ налогов, а также пеней в результате ошибок, допущенных налогоплательщиком или налоговым агентом в платежных документах.
Одновременно они полагают о возможности проведение соответствующего перерасчета сумм излишне уплаченного НДС организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки этой организации - налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в расчетном документе на перечисление соответствующей суммы налога в федеральный бюджет. При решении вопроса о начислении пени учитываются своевременность и полнота перечисления и зачисления сумм НДС в федеральный бюджет, уплаченных организацией, не повлекшие потери государственной казны.
Как было сказано выше, при перечислении ЕСН налогоплательщиками, осуществляющими выплаты физическим лицам, в поле 101 они должны указывать 14. В устных разъяснениях налоговики предлагают указывать то же значение 14 и при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Проблемы с ОКАТО
В текущем году осуществляется реорганизация административно-территориального деления субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статьей 10 закона № 131-ФЗ предусматривается создание пяти видов муниципальных образований для осуществления местного самоуправления: городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий округов городов федерального значения. При этом поселения, муниципальные районы и городские округа самостоятельно формируют, утверждают и контролируют исполнение собственного бюджета. Поэтому потребовалось введение новых КБК в соответствии с разделением местных бюджетов - 12 и 13 разряды КБК (04, 05 и 10 - см. выше).
Как было сказано выше, порядок учета поступлений предписывает органам федерального казначейства при поступлении расчетных документов, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, отражать их по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет». Администратором этих поступлений является Федеральное казначейство.
К невыясненным поступлениям также относятся классифицированные поступления, подлежащие зачислению полностью или частично (по нормативу отчислений) в местные бюджеты по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования.
Напомним, что ряд федеральных налогов подлежит распределению по бюджетам субъектов РФ, городских округов, муниципальный районов и поселений. Распределяются по нормативам:
- в бюджет субъектов РФ - налог на доходы физических лиц, акцизы по отдельным подакцизным товарам, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина (ст. 56 БК РФ);
- в бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений – НДФЛ, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог, государственная пошлина (ст. 61.2, 61.1 и 61 НК РФ).
Помимо распределяемых по нормативам федеральных налогов в бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений зачисляется земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Деление местного бюджета на бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений приведет к более тщательному контролю налоговыми органами правильности заполнения кода ОКАТО муниципального образования в поле 105 платежного документа. Несоответствие его с кодом, указанным в налоговых декларациях, скорее всего, будет для них поводом для отказа в разнесении поступившей суммы в карточку налогоплательщика. И тогда организациям и индивидуальным предпринимателям как в выше приведенных случаях при отнесении платежей зачисленных в федеральный бюджет как невыясненные или неразнесенные в карточки налогоплательщиков при неверном указании статуса лица, оформившего платежные документы, остается отстаивать свои интересы в арбитражных судах. Если в расчетных документах при перечислении любых налогов и сборов не будет указан код ОКАТО или он будет указан неверно, то денежные средства все же будут зачислены в соответствующие бюджеты (федеральный, субъектов РФ, местный) как невыясненные. И это будет веским аргументов для налогоплательщиков.
В заключении отметим, что сотрудниками ФНС России разработана специальная программа, с помощью которой можно определить верные КБК и ОКАТО. Размещена эта программа на сайте /redir.php?url=www.nalog.ru%3C%2Fa%3E. Налогоплательщику достаточно выбрать из справочника название региона, района, города или населенного пункта, где он находится, а также указать название налога. В итоге программа автоматически предложит нужный реквизиты инспекции ФНС (БИК, корсчет, ИНН и КПП), КБК и ОКАТО.
Статья получена: Клерк.Ру