Роспотребнадзор, который «унаследовал» контрольные функции двух ведомств: госторгинспекции и санэпиднадзора, начал работу, как единая ревизионная структура.
До недавнего времени передача полномочий была только на бумаге. Реально же торговые и санитарные контролеры проводили проверки фирм и предпринимателей отдельно друг от друга. Теперь реорганизация завершена – ревизии проводит единый орган – Роспотребнадзор, который находится в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В каждом регионе теперь есть Управление Роспотребнадзора.
Оно открывает свои подразделения на местах, которые называются территориальными отделами. Сотрудники этих отделов и приходят на фирмы. И теперь они могут проверить соблюдение как торговых, так и санитарных норм.
Проверки в теории…
Роспотребнадзор может посетить любой магазин или точку общепита. Причем проверки различаются:
По запланированности: | ||
Плановые | Внеплановые | |
первичные | повторные (контрольные) | |
По широте охвата: | ||
Комплексные | Целевые | |
По участию других ведомств : | ||
Одиночные (проводит только Роспотребнадзор) | Совместные (проводит Роспотребнадзор вместе с милицией, Госстандартом или налоговой инспекцией). |
Что именно проверяют сотрудники Роспотребнадзора? Да то же самое, что раньше контролировали инспекторы Госторгинспекции и СЭС:
Госторгинспекция | СЭС |
Как соблюдают правила торговли | Как соблюдают санитарные правила |
Как оказывают услуги общепита | Как выполняют санитарно-противоэпидемические («профилактические») мероприятия. |
Как используют весовые и измерительные приборы | |
Как применяют цены по отдельным группам товаров | |
Качество товаров, предназначенных для населения | |
Качество услуг общепита |
…и на практике
Территориальные отделы Роспотребнадзора абсолютно произвольно выбирают, куда идти с проверкой. При этом инспекторы с одинаковой вероятностью могут посетить как крупный супермаркет, так и небольшой лоток около метро.
В объединении контролеров здоровья и торговли есть свои плюсы и минусы. Минус в том, что теперь при комплексной ревизии незваных гостей быстро не выпроводишь – придется ждать, когда они проверят все вопросы, входящие в их компетенцию. Зато количество плановых визитов должно сократиться, поскольку по закону их можно наносить не чаще одного раза в два года.
Что касается внеплановых ревизий, то часто поводом для проверки становится жалоба на торговца. Например, покупателю не понравилось качество товара или грубый ответ продавца. А такими «покупателями» могут быть не только простые граждане, но и ваши конкуренты.
На практике инспекторы Роспотребнадзора почти каждую проверку начинают с контрольной закупки.
Внимание! Контрольная закупка!
В ходе контрольной закупки ревизоры проверяют, применяется ли контрольно-кассовая техника, не обманывают ли продавцы покупателей. Также инспекторы обращают внимание на качество обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил торговли.
Новое ведомство в последнее время активизировалось. Например, в Москве и области ревизоры нанесли визиты чуть ли не каждой третьей торговой фирме.
Как проходит контрольная закупка? Ревизоры под видом покупателей приобретают какой-нибудь товар. Если они пришли проверять жалобу покупателя, то купят те продукты, которые не понравились жалобщику. Если же проверка плановая, то контролер выбирает товары на свой вкус.
После контрольной закупки проверяющие обязаны предъявить администрации фирмы не только свои служебные удостоверения, но и распоряжение на проведение проверки, подписанное руководителем управления или его заместителем.
Предъявив документы, инспекторы приступают к повторному взвешиванию или обмериванию купленного товара и пересчету его стоимости. Если продавец обмерил, обвесил или обсчитал ревизоров, они могут оштрафовать его на сумму от 1000 до 2000 рублей (ст. 14.7 КоАП РФ).
Пример
В кафе «Рюмочная» при контрольной закупке на сумму 346 руб. 30 коп. бармен Булыгина допустила обсчет на 31 руб. 30 коп. (недолила 60 г коньяка и обсчитала на 6 руб.).
Торговые инспекторы оштрафовали бармена на 1700 руб. (ст. 14.7 КоАП РФ).
Осторожно, провокация!
С точки зрения проверяющих, каждая контрольная закупка должна выявлять нарушения. Именно поэтому ревизоры придумывают различные провокации. Однако помните: это незаконно. Суд не признает результаты проверки, если инспекторы спровоцировали продавца на нарушение.
Вот провокации, которые чаще всего встречаются на практике.
1. Психологическая и групповая провокации
Проверяющий выбирает товары в большом ассортименте и дает продавцу крупную купюру. Продавец, получив деньги, выкладывает на прилавок перед покупателем товары, одновременно подсчитывая их стоимость.
Дальше возможны два варианта развития событий:
А. Продавец, как правило, сначала отдает покупателю сдачу и только потом тянется к кассовому аппарату. В это время инспектор объявляет о контрольной закупке (психологическая провокация).
Б. «Покупатель» делает вид, что торопится. Забирает товар и уходит, не дожидаясь чека. В это время другой проверяющий уличает продавца в неприменении ККТ (групповая провокация).
2. Двойная покупка
Проверяющий заходит в магазин и просит продать ему, например, йогурт и пачку печенья. Продавец пробивает чек и выдает требуемые товары. Затем «покупатель» вдруг «вспоминает», что ему нужен пакет, чтобы упаковать продукты, и дает продавцу деньги с учетом стоимости пакета.
Как только продавец передает пакет, проверяющий объявляет контрольную закупку. Налицо неприменение ККТ: продавец не пробил чек за пакет.
3. Лов на жалость
В офис оптовой фирмы заходит пожилой человек и просит продать ему, например, одну шариковую ручку, так как здесь она стоит дешевле. Продавец пытается объяснить, что товар продается оптом. Однако пенсионер начинает причитать и упрашивать, ссылаясь на маленькую пенсию, тяжелое материальное положение и т. п. Продавец в конце концов продает ему желаемую ручку за наличные. Естественно, чек он не пробивает. Тут же рядом с покупателем оказываются инспекторы. Налицо факт розничной продажи без применения ККТ.
Что делать, если фирма стала жертвой провокаторов?
Если вы считаете, что проверяющие вас спровоцировали, не подписывайте никаких документов. А если все-таки решили подписать, то сделайте это с оговоркой: «С протоколом (или актом) не согласен». Если вы не готовы грамотно изложить свою позицию, скажите, что дадите объяснения непосредственно на рассмотрении вашего дела.
После ухода контролеров попытайтесь найти свидетелей, видевших, что вас спровоцировали: поговорите с другими продавцами или покупателями, которые находились в торговом зале во время контрольной закупки. Запишите их данные (Ф.И.О., адрес, телефон).
Кроме того, сразу же напишите жалобу на действия проверяющих и направьте ее их начальнику, в прокуратуру или в суд. А можете направить жалобу во все эти инстанции одновременно. Если вы сумеете доказать, что вас спровоцировали, или хотя бы посеять сомнения в законности действий проверяющих, есть шанс избежать наказания. Доказательства, добытые с нарушением закона, суд не примет.
Статья получена: Клерк.Ру