Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Списываем расходы по благоустройству

 

Списываем расходы по благоустройству

 

 

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Т. Кошкина, аудитор КГ «Аюдар»

Затраты на асфальтирование, ограждение, озеленение, укладку брусчатки традиционно вызывают пристальное внимание налоговиков. Часто бухгалтер, не желая спорить с сотрудниками ИФНС, относит такие расходы за счет средств, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако сэкономить на налогах можно. Главное – учитывать конкретные условия и аргументировать свою позицию.

загрузка...

 

 

Минфин против

Специалисты Минфина заявляют, что подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для грузового и легкового автотранспорта, тротуары и пешеходные дорожки, газоны и прочие объекты внешнего благоустройства амортизировать нельзя. Нельзя включить эти затраты и в первоначальную стоимость построенного здания. Такое мнение чиновники Минфина высказали в письмах от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487 и от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201.

Свой вывод финансисты обосновывают ссылкой на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса. В нем сказано, что не подлежат амортизации «объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты».

Однако нетрудно заметить, что эта норма прописана нечетко. В частности, непонятно, какие именно объекты внешнего благоустройства нельзя амортизировать: все подряд или только те, которые сооружены на бюджетные и иные целевые средства? Как понимать фразу «другие аналогичные объекты»? А как известно, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК). Но финансисты о его пользе не пекутся. У них другие задачи – защищать интересы бюджета. Поэтому минфиновцы подходят к расходам на благоустройство формально. По их мнению, раз в Налоговом кодексе имеется формулировка о том, что объекты внешнего благоустройства не амортизируются (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК), то и задумываться больше не о чем. И просто игнорируют те факты, которые говорят о том, что принуждать фирму благоустраиваться за свой счет нелогично и несправедливо.

Так чиновники не обращают внимания на то, что создание объектов благоустройства зачастую предусмотрено проектом строительства, решениями органов местного самоуправления и инвестиционно-тендерных комиссий как одно из условий получения разрешения на строительство объекта недвижимости. И предприниматели благоустраивают прилегающую территорию не по собственному желанию, а по объективной необходимости.

Финансисты «не учитывают», что большинство объектов благоустройства способствует извлечению доходов и вполне соответствует определению амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК). Ведь не вложив средства в устройство тротуаров и автостоянки при торговом комплексе, покупателей товаров и потребителей услуг не привлечешь. А значит, и прибыли не получишь. Ни хорошее месторасположение, ни современный дизайн и широчайший спектр товаров и услуг не заставят покупателей преодолевать препятствия на необустроенной прилегающей территории.

Для минфиновцев также «неочевидно», что без устройства твердого покрытия трудно организовать погрузо-разгрузочные работы не только механизированным, но и ручным способом. Что ограждение территории обосновано интересами безопасности и сохранности имущества. И так далее.

Однако арбитражные судьи, рассматривая дела о списании расходов на благоустройство, согласны с Минфином не всегда.

Арбитражная мозаика

Во-первых, отметим, что саму норму подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса суды трактуют по-разному. Например, судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа солидарны с финансистами. В постановлении от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1 они указали, что не амортизируются все объекты внешнего благоустройства независимо от того, за счет каких средств они сооружались. В то же время из постановлений Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03 следует, что эта норма относится только к объектам, созданным за счет средств бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. А в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03 мы найдем совсем другую позицию. К объектам внешнего благоустройства относятся объекты лесного, дорожного хозяйства и другие аналогичные объекты. Подпункт не применяется в отношении работ по восстановлению и устройству асфальта, ограждений и т. п., произведенных при строительстве объекта основных средств.

Во-вторых, в отличие от финансистов, судьи при вынесении решения учитывают специфику деятельности налогоплательщика. Так не составит труда отстоять произведенные расходы на асфальтирование и устройство пешеходных дорожек, если предприятие является опасным производственным объектом (постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2006 г. № КА-А40/2276-06-2). В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1 судьи поддержали предприятие жилищно-коммунальной сферы. Судьи посчитали, что использовать жилые здания без благоустройства территории (бетонирования дорог и тротуаров, устройства детских площадок, посадки деревьев и т. д.) нельзя. Они согласились с тем, что налогоплательщик принял спорные объекты к учету в качестве основных средств, получает доходы от их эксплуатации, признает расходы для целей налогообложения прибыли и имеет право на вычет НДС.

На озеленении не сэкономишь?

Расходы на озеленение (посадку деревьев, устройство газонов и клумб) считают необоснованными не только финансисты, но и судьи (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2005 г. № Ф04-5159/ 2005(13815-А45-37), ФАС Уральского округа от 3 мая 2005 г. № Ф09-1711/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 3 марта 2005 г. А38-3082-5/412-2004, ФАС Поволжского округа от 7 сентября 2004 г. № А65-20830/03-СА1-32). Попытки организаций «подвести» расходы под подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как затраты на обеспечение нормальных условий труда обычно не убеждают арбитров.

Однако с 1 января текущего года в Налоговом кодексе появилась новая возможность для признания таких расходов. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса налоговую базу уменьшают затраты на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. С этой целью предприятия могут руководствоваться СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 г. № 38. Если на предприятии есть технологические процессы–источники негативного воздействия на окружающую среду или здоровье человека, то наличие санитарно-защитной зоны обязательно (п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Например, в их число входят машиностроительные и металлообрабатывающие заводы, предприятия по производству различных стройматериалов, мебельные, швейные и обувные фабрики, мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, кондитерские фабрики, хлебозаводы и др.

Комментируя эту ситуацию, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 14 февраля 2005 г. № КА-А41/82-05 указал, что на предприятие возложена обязанность по озеленению и благоустройству прилегающей территории и ее содержанию в надлежащем порядке. Однако все не так просто. Если организация по осуществляемым видам деятельности подпадает под тот или иной класс СанПиН и, соответственно, должна иметь санитарно-защитную зону, то прежде чем списать затраты в налоговые расходы, необходимо позаботиться об оформлении подтверждающих документов. В частности, необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение и акт исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления), либо решение суда об установлении санитарно-защитной зоны (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2006 г. № Ф04-3131/2006 (23037-А67-10)). При отсутствии этих документов у налогоплательщика при проведении налоговой проверки, скорее всего, возникнут проблемы.

Благоустройство чужой территории

При учете расходов на благоустройство арендованной территории – асфальтирование, устройство пешеходных дорожек – предприятие столкнется с дополнительными трудностями. Дело в том, что капитальные вложения арендатора в большинстве случаев ведут к неотделимым улучшениям арендованного имущества. Если собственник возмещает арендатору расходы, то операции отражают в учете, как обычную реализацию с соответствующим налогообложением. Именно так рекомендуют поступать и финансисты, и налоговики (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/2/62, письмо МНС от 5 августа 2004 г. № 02-5-11/135@, письмо УФНС по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). Во всех этих разъяснениях чиновники придерживаются позиции о том, что арендатор, осуществляя затраты, выполняет работы, оказывает услуги в интересах арендодателя.

Но чаще арендодатель затраты не компенсирует. В этом случае в бухгалтерском учете арендатора нужно отразить создание объекта основных средств (п. 5 ПБУ 6/01). Появится ли при этом объект амортизируемого имущества для целей налогообложения прибыли, будет определяться наличием (отсутствием) согласия собственника на осуществление таких капитальных вложений. Если у арендатора имеется документ от арендодателя, разрешающий проведение работ, то признать расходы можно посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК). Если арендодатель согласия на благоустройство не давал, то уменьшить прибыль арендатор не сможет.

Официальная позиция сотрудников налоговых органов по этому вопросу представлена, например, в письмах УФНС по г. Москве от 18 ноября 2005 г. № 18-11/85322 и от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791. В них указано, что расходы на асфальтирование и мощение арендатор признать вправе. Причем в более позднем письме специалисты столичного УФНС «подсказали» предприятиям и номер группы в Классификации основных средств. Площадки производственные с покрытиями (щебеночными, гравийными и т. д.) отнесены к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно), код 12 0001121.

Что касается затрат на устройство газонов и клумб, то, как и в случае с собственником имущества, налоговики для целей налогообложения прибыли признавать их арендатору не разрешают. Свою позицию они обосновывают тем, что озеленение территории – это «создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства», которое с производством и реализацией товаров (работ, услуг) никак не связано. И на получение доходов оно не влияет. Следовательно, затраты на газоны и клумбы не соответствуют положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Поэтому фирма должна проводить их за свой счет.

внимание

И без того сложную ситуацию с учетом расходов на благоустройство усугубляют сотрудники налоговых органов. Так при проведении выездных проверок они зачастую пытаются переквалифицировать произведенные предприятиями расходы на ремонт, например, асфальтированного покрытия, в затраты по созданию новых объектов (площадок с твердым покрытием). Судьи, основываясь на договорах подряда, сметах, актах приемки и других документах, подтверждающих конкретные виды произведенных работ, принимают решения в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 20 марта 2006 г. № А08-3150/05-7, Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-11776/2005-9 и от 29 августа 2005 г. № А56-6844/2005, Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2005 г. № А74-4201/04-Ф02-4334/05-С1).


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Списываем расходы по благоустройству":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Расход топлива

Впереди лето - сезон активной езды. Поэтому сейчас, пожалуй, самое время поговорить о том, что называют «бензиновым аппетитом» автомобиля. Встречный вопрос, если вас беспокоит расход топлива, то как вы его определили?

» Разное - 6773 - читать


Как снизить расход топлива

Экономичность автомобиля - одна из главных задач конструкторов. Однако и от водителя кое-что зависит Как минимум половина химической энергии топлива уходит в окружающую среду в виде тепла. Но "полезный остаток" можно использовать по-разному.

» Обмен опытом - 3592 - читать


Дегустации и расходы

Материал предоставлен журналом "Расчет" / «Клиентов много не бывает!» С таким утверждением вряд ли поспоришь. Поэтому фирмы пытаются всеми допустимыми способами приманить клиента к себе, подчас не задумываясь о том, что результатом может стать не только возросшая популярность и дополнительная прибыль, но и неприятности с налоговой и судебные тяжбы. Анна Мишина Рекламная акция «Бесплатная дегустация продуктов и напитков — один из лучших способов познакомить клиентов со своей ...

» Юриспруденция и Право - 1790 - читать


Расходы без срока не обязательно списывать равными долями

Расходы на приобретение программных продуктов, на проведение маркетинговых исследований и другие подобные затраты, как правило, нельзя отнести к определенному периоду времени. Эти затраты в налоговом учете являются прочими и, конечно, для организации выгодно списать их единовременно, что и позволяет сделать подпункт 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса. Эта норма, которую можно назвать специальной, предполагает единовременное списание прочих расходов на одну из нескольк ...

» Бухгалтерия и аудит - 1675 - читать


Расходы на ремонт списывают после окончания работ

Журнал «Главбух» / Письмо Минфина России от 6 марта 2007 г. № 03-03-06/1/149. Минфин России разъяснил, что в налоговом учете расходы на ремонт основных средств, длящийся несколько месяцев, можно списать только после подписания акта по выполненным работам. Свой вывод чиновники обосновывают ссылкой на пункт 5 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

» Бухгалтерия и аудит - 1675 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Списываем расходы по благоустройству

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru