Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Туманный взгляд на щедрую компенсацию

 

Туманный взгляд на щедрую компенсацию

 

 

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" /

В который раз, отвечая на вопрос о налогах, подмосковные инспекторы многозначительно сослались на пресловутый «общеустановленный порядок». Чтобы применить такое разъяснение, фирмам придется сначала разобраться, какой порядок установлен для каждого конкретного случая.

Контролеры разъяснили, как нужно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование с компенсации работникам за использование фирмой их личных автомобилей (письмо УМНС по Московской области от 10 декабря 2004 г. № 04-27/29006).

Почему возник вопрос

Взносы на обязательное пенсионное страхование надо начислять на те же выплаты, что и единый социальный налог (п.

загрузка...

 

 

2 ст. 10 закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ). Базой же для этого налога являются все выплаты по гражданским и трудовым договорам (п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК). С одной стороны, компенсация за использование личного автомобиля как раз к таким выплатам и относится. О ее размере фирма и работник договариваются при заключении трудового договора (ст. 188 ТК). Однако по другому правилу выплату эту следует производить из-под обложения ЕСН, а следовательно, и начисления пенсионных взносов исключать, как раз потому, что она носит компенсационный характер (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК). В итоге на компенсацию за использование личного автомобиля взносы на обязательное пенсионное страхование начислять все же не надо. Инспекторы в своем письме это подтвердили.

Но есть один нюанс – это размер компенсационных выплат. И здесь инспекторы высказались не в пользу фирм. Причем с их мнением можно поспорить.

Взносами «облагаешь»?

Бухгалтер понимает, что сильно «расщедриваться» на компенсациях фирме ни к чему – они нормируемы. Но вопрос в том, для каких целей? Вообще-то только для налога на прибыль. Об этом сказано в главе кодекса, этому налогу посвященной (п. 11 ст. 264 НК). Сами нормативы компенсаций за использование личных автомобилей приняты постановлением правительства, из названия которого, кстати, тоже видно, что предназначено оно именно для расчета налога на прибыль (от 8 февраля 2002 г. № 92).

Тем не менее в рассматриваемом письме инспекторы, говоря о пенсионных взносах, смело на это постановление ссылаются. Они утверждают, что не начислять взносы на основании приведенных выше законов можно только на размер компенсации, не превышающий нормы для расчета налога на прибыль. Причем придерживаются этого мнения и столичные коллеги подмосковных контролеров (письма УМНС по г. Москве от 30 марта 2004 г. № 28-11/21557, от 4 февраля 2003 г. № 28-11/6908).

Возникает закономерный вопрос: а как конкретно поступать с этими сверхнормативными компенсациями? И тут инспекторы неоднозначно утверждают, что эти выплаты «подлежат обложению ... страховыми взносами ... в общеустановленном порядке». Правда, на этот раз не указали, какой именно из установленных – по пенсионным ли взносам или по другим налогам порядок они имели в виду.

Разные системы – разный результат

Для фирмы-плательщика налога на прибыль «общеустановлен» такой порядок. Она не начисляет ЕСН, а значит, и пенсионные взносы на суммы, не принятые в расходы по этому налогу (подп. 3 ст. 236 НК). Суммы компенсации, превышающие норматив по постановлению правительства (№ 92), в расходах по налогу на прибыль учесть как раз нельзя. Значит, на сверхнормативную (по прибыли) сумму компенсации за личный транспорт начислять пенсионные взносы не надо.

Иное дело – упрощенная система налогообложения. В ней платежи, в частности, по ЕСН и налогу на прибыль заменены для упрощенцев уплатой единого налога. При этом пенсионные взносы они продолжают уплачивать в том же порядке, что и все остальные предприятия (п. 2 ст. 346.11 НК). То есть они начисляют их на те выплаты, на которые начисляли бы ЕСН, если бы были его плательщиками. Очевидно, что и правило расчета ЕСН «не облагать выплаты, не учтенные в расходах по налогу на прибыль» (п. 3 ст. 236 НК) на упрощенцев тоже должно распространяться. Однако можно ли говорить об учтенных или не учтенных для налога на прибыль выплатах, если сам налог предприятие не рассчитывает и не уплачивает? Очевидно, что нет.

И не стоит смущаться положением кодекса о том, что доходы и расходы упрощенцы учитывают по правилам 25-й главы «Налог на прибыль организаций» (ст. 346.15, 346.16 НК). Это относится только к порядку расчета самого единого налога упрощенца.

Следовательно, фирмам на упрощенке «общеустановленный» порядок предписывает уплачивать взносы со сверхнормативной компенсации за использование личных автомобилей работников. Такова же позиция и Минфина (письмо от 5 июля 2004 г. № 03-03-05/2/44).

В итоге получаем, что изрядное, лишь на первый взгляд, преимущество «транспортной» компенсации – она не облагается никакими налогами – с лихвой компенсируется прочими ее «изъянами»: норматив мизерный, а с суммы сверх него упрощенцам надо платить, в частности пенсионные взносы. Фирмам же на общей системе налогообложения пенсионные взносы со «сверхнорматива» логично вроде бы не платить, но разъяснение, данное инспекторами по этому поводу, несколько невразумительно.

Каким документом оформить компенсацию

Выплату компенсации за использование личного автомобиля оформляют приказом руководителя предприятия. Типового бланка для такого приказа нет. Поэтому он составляется в произвольной форме. В приказе, помимо фамилии, имени и отчества сотрудника, которому назначается выплата, можно указать его должность и ежемесячную сумму компенсации. Приказ может выглядеть, например, так:

ООО «Прокат»



Приказ


от 15 февраля 2005 года

№ 21/КА


С 1 марта 2005 года назначить торговому представителю Петрову Анатолию Николаевичу ежемесячную компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях в размере 1800 рублей.

Директор
Петров

В.А. Петров

От работника нужно получить нотариально заверенную копию технического паспорта автомобиля и приложить ее к приказу. Если автомобиль используется по доверенности, то работник приносит ее копию.

Кстати

Нормы за использование личных автомобилей работников для служебных поездок (постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92) в месяц составляют:

  • 1200 рублей – для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см;
  • 1500 рублей – для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см.

Обратите внимание

В отличие от заработной платы компенсация за использование личного автомобиля уменьшает прибыль фирмы только после ее фактической выдачи.

Отсюда простой вывод: компенсацию, причитающуюся работнику за истекший месяц, лучше всего выдавать в его последних числах. Например, компенсацию за февраль 2005 года – 28 февраля.

Компенсация не выдается за те периоды, когда личный автомобиль сотрудником не используется. Например, если сотрудник находится в отпуске, командировке или болеет.

Светлана БАЙКАЛОВА


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Туманный взгляд на щедрую компенсацию":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

BMW Z22. Взгляд в будущее.

Во многих крупных автомобильных фирмах существуют специальные отделы, которые занимаются проектированием и выпуском перспективных разработок, концепт-каров и прочих новинок, которые призваны показать всему миру взгляд компании на развитие автомобильного транспорта. Есть такое подразделение и в BMW. Компания BMW Technik GmbH была создана в Мюнхене ровно 15 лет назад.

» Немецкие автомобили - 2940 - читать


Экспансия испанских внедорожников на остров туманов

Экспансия испанских внедорожников на Остров туманов. Британское влияние на собственном автомобильном рынке проверяется на крепость. Land Rover сталкивается с «Испанской Армадой» - вторжением целого семейства внедорожников - создаваемых по лицензии в Испании.

» Французские автомобили - 2449 - читать


ДЕТРОЙТ - 2000. ВЗГЛЯД ПЕРВЫЙ

Бьюик ЛаКросс - изящный и элегантный седан высшего класса с удивительной многосторонностью. Пятиместный четырехдверный автомобиль за несколько секунд превращается в легкий пикап: задняя часть кузова опускается вниз (под дно автомобиля!), заднее стекло и часть крыши перемещаются вперед, к сиденьям. Снабженные электроприводами двери сделаны распахивающимися, без центральной стойки.

» Разное - 6578 - читать


ВАЗ 2114, ВАЗ 2112, ВАЗ 1119 Калина: Взгляд на зад

В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 2114, ВАЗ 2112, ВАЗ 1119 Калина Посмотреть другие фото (6) С конвейера АВТОВАЗа уже сходят две модели пятидверных хэтчбеков – «Лада-Самара» (заводское обозначение 2114) и «Лада-112», а летом к ним присоединится «Калина» такой же модификации. Существенны ли различия между ними?

» Познавательное про авто - 8832 - читать


Взгляд на MSN со стороны

Вопросы релевантности, спама, выбора стратегии поисковой оптимизации и подбора лучших информационных ресурсов по поисковому продвижению актуальны для любой современной поисковой системы. Каждый поисковик индивидуален в своем подходе к разрешению подобных проблем. Обратимся к опыту зарубежных систем.

» Продвижение и оптимизация - 1314 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Туманный взгляд на щедрую компенсацию

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru