Оксана КУРБАНГАЛЕЕВА
«Бренд» в переводе с английского означает «марка товара». В обиход русских бухгалтеров слово «бренд» вошло достаточно просто и стало легкой заменой словосочетанию «товарный знак». Без него у компании нет конкуренции, а у продукции – узнаваемости, и потому для всех фирм и товаров товарный знак, а также образ, который он рождает в сознании потребителя, – неотъемлемая составляющая успеха.
По сути товарный знак – это обозначение, символ, который служит для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических и физических лиц (ст. 1 Закона от 23 сентября 1992 г.
№ 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Значок обычно помещают на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. Часто он заменяет собой название изготовителя товара, которое иногда бывает длинным и сложным.
Внимание! Новое имя!
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (п. 3 ст. 2 закона). Разработать его фирма может самостоятельно или поручить его создание специализированной организации. С ней необходимо заключить авторский договор заказа (ст. 33 Закона от 9 июля 1993 г. № 5351-1).
Расходы на разработку товарного знака отражаются в бухгалтерском учете на счете 08. В дебет этого счета относят материальные расходы, расходы на оплату труда сотрудников и ЕСН, начисленный на их заработную плату, услуги специализированной организации, другие расходы, связанные с разработкой товарного знака.
После того как разработана модель товарного знака, организация должна получить исключительное право на ее использование. Для этого товарный знак необходимо зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). Подать заявку в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) организация может самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Напомним, что правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания утверждены приказом Росстата от 5 марта 2003 г. № 32.
За регистрацию товарного знака взимается пошлина (ст. 44 Закона № 3520-1). Ее размер установлен Положением о пошлинах, утвержденным постановлением Правительства от 12 августа 1993 г. № 793. Затраты на уплату пошлины включаются в состав фактических расходов на создание товарного знака.
На зарегистрированный товарный знак Роспатент выдает свидетельство. Оно удостоверяет приоритет товарного знака и исклю- чительное право владельца на пользование и распоряжение им, а также запрет его использования другими лицами.
На основании свидетельства, полученного от Роспатента, товарный знак включается в состав нематериальных активов организации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Первоначальная стоимость определяется как сумма фактических расходов на разработку и регистрацию товарного знака.
На цифрах
В апреле 2006 года ЗАО «Чайка» заключило договор на разработку товарного знака дизайнерской студии ООО «Романтика». В мае работы были завершены. Стоимость услуг специализированной организации составила 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб.
В том же месяце организация подала заявку в Роспатент через патентного поверенного.
Услуги патентного поверенного по регистрации товарного знака в Роспатенте составили 1534 руб., в том числе НДС – 234 руб. За регистрацию товарного знака «Чайка» заплатила 10 000 руб.
В июле было получено свидетельство о регистрации товарного знака.
Бухгалтер сделал такие записи:
в мае 2006 года
Дебет 08-5 Кредит 60
– 26 300 руб. (29 500 – 4500 + 1534 – 234 ) – отражена стоимость услуг сторонних организаций;
Дебет 19 Кредит 60
– 4734 руб. (4500 + 234) – выделена сумма «входного» НДС по услугам сторонних организаций;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 4734 руб. – «входной» НДС предъявлен к налоговому вычету;
Дебет 08-5 Кредит 76
– 10 000 руб. – учтена пошлина за регистрацию товарного знака;
Дебет 76 Кредит 51
– 10 000 руб. – перечислена пошлина в Роспатент.
в июле 2006 года
Дебет 04 Кредит 08-5
– 36 300 руб. (26 300 + 10 000 ) – зарегистрированный товарный знак включен в состав нематериальных активов.
Учтите, что первоначальная стоимость товарного знака в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Это возможно в том случае, если организация получила товарный знак безвозмездно, в виде вклада в уставный капитал или по договору мены.
Амортизация товарного знака
Амортизация по товарному знаку начисляется:
- в бухгалтерском учете – одним из трех способов (линейным, способом уменьшаемого остатка или способом списания стоимости пропорционально объему продукции);
- в налоговом учете – линейным или нелинейным способом.
Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет. Отсчет этого срока ведется от даты подачи заявки в Роспатент. Включать амортизацию в состав расходов следует с 1-го числа месяца, который следует за месяцем выдачи свидетельства и принятия его к бухгалтерскому учету.
Следовательно, при расчете срока полезного использования, в течение которого начисляется амортизация, десять лет уменьшается на время, потраченное на получение свидетельства.
В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на отдельном счете 05 или путем уменьшения первоначальной стоимости – на счете 04.
На цифрах
Амортизация по нематериальным активам в ЗАО «Чайка» начисляется линейным способом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Сумма начислений отражается на счете 05.
Срок действия регистрации товарного знака – десять лет (с 15 мая 2006 года по 14 мая 2016 года). Период между подачей заявки в Роспатент и принятием товарного знака к бухгалтерскому учету составляет два месяца. Следовательно, срок полезного использования товарного знака равен 118 месяцам (120 – 2 ). Начиная с августа 2006 года в бухгалтерском учете «Чайки» делают такие проводки:
Дебет 44 Кредит 05
– 307,63 руб. (36 300 руб. / 118 мес.) – начислена амортизация по товарному знаку.
В налоговом учете сумма амортизации, начисленная по товарному знаку, включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК).
Бренд–долгожитель
Если товарный знак вашей фирмы за десять лет существования завоевал доверие покупателей и компания не собирается делать ребрендинг, то регистрацию товарного знака можно продлить еще на десять лет (ст. 16 Закона № 3520-1). Для этого правообладателю товарного знака необходимо подать заявление в течение последнего года действия регистрации или в шестимесячный срок после его окончания. К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока действия регистрации товарного знака.
По действующей регистрации товарного знака организация продолжает начислять амортизацию. После полного погашения стоимости товарный знак продолжает отражаться в учете в течение всего времени его использования.
После включения товарного знака в состав нематериальных активов его первоначальная стоимость не меняется (п. 12 ПБУ 14/ 2000, п. 3 ст. 257 НК). Поэтому расходы на уплату пошлины за продление действия регистрации товарного знака в первоначальную стоимость товарного знака не включаются. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете пошлина включается в состав расходов постепенно в течение срока действия продленной регистрации (п. 18 ПБУ 10/ 99, п. 1 ст. 272 НК).
На цифрах
В январе 2016 года ЗАО «Чайка» подало заявление на продление регистрации товарного знака. При этом организация заплатила пошлину в размере 15 000 руб.
В бухгалтерском учете организации были сделаны проводки:
В январе 2016 года
Дебет 76 Кредит 51
– 15 000 руб. – уплачена пошлина за продление регистрации товарного знака;
Дебет 97 Кредит 76
– 15 000 руб. – пошлина включена в состав расходов будущих периодов.
В мае 2016 года
Дебет 44 Кредит 97
– 62,5 руб. (15 000 руб. / 120 мес. / 2) – часть пошлины, приходящаяся на май, включена в состав расходов по обычным видам деятельности.
В июне и в последующие месяцы
Дебет 44 Кредит 97
– 125 руб. (15 000 руб. / 120 мес.) – списана часть пошлины, приходящаяся на июнь.
В целях налогообложения часть пошлины включена в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК), связанных с производством и реализацией, в мае – в размере 62,5 руб., в июне и последующих месяцах – по 125 руб.
Статья получена: Клерк.Ру