Журнал Практическй бухгалтерский учет Подписные индексы - "Роспечать" - 80500, "Подписка-2002" - 39443, По вопросу редакционной подписки и распространения: distrib@pbu.ru, тел. (095) 284-27-04, Ирина Благодарова. |
Материально-производственные запасы (МПЗ) составляют существенную часть активов баланса организаций. С 1 января 2002 года их учет необходимо производить в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н).
В состав материально-производственных запасов включаются:
њљљ сырье, материалы и т. п., используемые при производстве продукции,предназначенной для продажи, а также для управленческих нужд;
њљљ готовая продукция;
њљљ товары.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, относящиеся ранее к МПЗ, в ПБУ 5/01 не упомянуты. Напомним, что активы, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, используемые в производстве продукции, при выполнении работ (оказании услуг, для управленческих нужд организации), относятся к основным средствам (п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н). Причем независимо от их первоначальной стоимости. Единицей бухгалтерского учета МПЗ кроме ранее используемого номенклатурного номера может быть партия, однородная группа и т. п. При этом выбранная единица должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При приобретении МПЗ ею признается сумма фактических затрат, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. В затраты включаются суммы, уплаченные:
њљљпоставщику при приобретении и посреднику, если МПЗ приобретаются через него;њљљ за информационные и консультационные услуги, связанные с их приобретением;
њљљ по заготовке и доставке МПЗ до места использования.
Кроме них к фактическим затратам также относятся невозмещаемые налоги и таможенные пошлины, расходы, связанные с доведением МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов, не связанные с производственным процессом).
Перечень фактических затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, в Положении не закрыт.
Пример 1
Организация приобрела материалы. Уплачено поставщику материалов 240 000 руб., в том числе НДС - 40 000 руб. Вознаграждение посреднику, с помощью которого приобретены материалы, составило 12 000 руб., в том числе НДС - 2000 руб. Доставка осуществлялась собственным транспортом. При этом начислена амортизация в сумме 850 руб., заработная плата - 5600 руб., израсходованы ГСМ - 1200 руб. Для использования материалов в производстве организацией была проведена их доработка, расходы по которой составили: заработная плата - 8400 руб., амортизация основных средств - 240 руб.
Оприходование партии материалов в бухгалтерском учете отразится следующим образом:
Дебет 10 Кредит 60- 200 000 руб. - отражена покупная стоимость материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 40 000 руб. - выделен НДС по приобретенным материалам;
Дебет 10 Кредит 76
- 10 000 руб. - отражено вознаграждение посреднику;
Дебет 19 Кредит 76
- 2000 руб. - отражен НДС с вознаграждения посреднику;
Дебет 10 Кредит 02
- 1090 руб. (850 + 240) - начислена амортизация по основным средствам, используемым при транспортировке и доработке материалов;
Дебет 10 Кредит 10-3
- 1200 руб. - отражена стоимость израсходованных при транспортировке ГСМ;
Дебет 10 Кредит 70
- 14 000 руб. (5600 + 8400) - начислена заработная плата водителям и работникам за доработку материалов;
Дебет 10 Кредит 69 субсчет "Расчеты по ЕСН"
- 4984 руб. (14 000 руб. х 35,6%) - начислен ЕСН на заработную плату работников, принимающих участие в доставке и доработке материалов;
Дебет 10 Кредит 69 субсчет "Расчеты с ФСС РФ"
- 126 руб. (14 000 руб. х 0,9%) - начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве в ФСС России;
Дебет 60 Кредит 51
- 240 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику материалов;
Дебет 76 Кредит 51
- 12 000 руб. - перечислено вознаграждение посреднику;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 42 000 руб. (40 000 + 2000) - принят к вычету НДС, уплаченный поставщику материалов и посреднику.
Таким образом, фактическая себестоимость приобретенных материалов составит 231 400 руб. (200 000 + 10 000 +1090 + 1200 + 14 000 + 4984 + 126).
Конец примера 1.
Начисленные до момента принятия МПЗ проценты по заемным средствам и кредитам поставщиков также включаются в фактические затраты. Отметим, что и ранее они включались в фактические затраты, хотя дословное прочтение этой нормы в ПБУ 5/98 позволяло включать лишь затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков и проценты по заемным средствам. Но это противоречило принципу временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Теперь же указанные нормы приведены в соответствие. После же принятия МПЗ к бухгалтерскому учету вышеупомянутые проценты включаются в операционные расходы.
Пример 2
Организация для приобретения материалов использует кредит банка в сумме 210 000 руб. Кредит предоставлен на 3 месяца по ставке 30% годовых. Денежные средства поступили на расчетный счет 1 марта 2002 года. Сразу же их перечислили поставщику. Материалы поступили и приняты к учету 15 апреля.
В бухгалтерском учете производятся следующие записи.
В марте:Дебет 51 Кредит 66
- 210 000 руб. - получен кредит банка;
Дебет 60 Кредит 51
- 210 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику материалов.
При использовании кредита для осуществления предварительной оплаты товаров расходы по их обслуживанию относятся на увеличение дебиторской задолженности (п. 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утвержденного приказом Минфина России от 02.08.01 N 60н):
Дебет 60 Кредит 66 субсчет "Проценты по займам"- 5178,08 руб. (210 000 руб. х 30% х 30 дн. : 365 дн.) - начислены проценты к уплате за кредит за март.
Но это, на наш взгляд, не совсем корректно. Начисленные проценты до принятия МПЗ к учету формируют их первоначальную стоимость. И логичнее было бы использовать при этом счет 15 "Заготовление и приобретение материалов":
Дебет 15 Кредит 66 субсчет "Проценты по займам"- 5178,08 руб. - начислены проценты к уплате за кредит за март.
Но Минфин России является методологом бухгалтерского учета, и будем следовать его указаниям:
Дебет 66 субсчет "Проценты по займам" Кредит 51- 5178,08 руб. - перечислены банку суммы процентов за кредит за март;
В апреле:
Дебет 10 Кредит 60
- 175 000 руб. - отражено поступление материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 35 000 руб. - отражен НДС, уплаченный поставщику материалов;
Дебет 60 Кредит 66 субсчет "Проценты по займам"
- 2589,04 руб. (210 000 руб. х 30% х 15 дн. : 365 дн.) - начислены проценты к уплате за кредит за апрель до момента оприходования материалов;
Дебет 10 Кредит 60
- 7767,12 руб. (5178,08 + 2589,04) - отнесены на увеличение стоимости материалов проценты за кредит, начисленные до момента их оприходования;
Начисленные проценты за оставшиеся полтора месяца действия кредитного договора включаются в операционные расходы:
Дебет 91-2 Кредит 66 субсчет "Проценты по займам"- 2589,04 руб. - начислены проценты к уплате за кредит за оставшееся время апреля;
Дебет 66 субсчет "Проценты по займам" Кредит 51
- 5178,08 руб. - перечислены банку суммы процентов за кредит за апрель.
В мае начисляются проценты за кредит, перечисляются денежные средства за начисленные проценты и погашается кредит:
Дебет 91-2 Кредит 66 субсчет "Проценты по займам"
- 5178,08 руб. - начислены проценты к уплате за кредит за май;
Дебет 66 субсчет "Проценты по займам" Кредит 51
- 5178,08 руб. - перечислены банку суммы процентов за кредит за май;
Дебет 66 Кредит 51
- 210 000 руб. - погашен кредит.
Конец примера 2
Фактические затраты на приобретение МПЗ определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до их принятия к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). При этом под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения (п. 6 ПБУ 5/01). Отметим, что суммовые разницы до принятия МПЗ к учету не могут возникнуть.
Пример 3
Организация по договору произвела предоплату материалов. Их стоимость выражена в условных единицах - 2000 у. е. Курс у. е. определяется по курсу доллара США, установленного Банком России на дату платежа. В день перечисления он составлял 29,40 руб. На дату оприходования материалов курс доллара США вырос до 29,75 руб.
Хотя на момент оприходования материалов курс условной единицы вырос до 29,75 руб., материалы принимаются к учету в сумме, фактически уплаченной поставщику при предварительной оплате. Она полностью соответствует кредиторской задолженности, возникающей из условия договора, - 2000 у. е. на день перечисления. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет 60 Кредит 51- 58 800 руб. (29,40 руб. х 2000 долл. США) - перечислены денежные средства поставщику материалов;
Дебет 10 Кредит 60
- 49 000 руб. - отражено поступление материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 9800 руб. - отражен НДС, уплаченный поставщику материалов;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 9800 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный поставщику материалов.
Конец примера 3
Если же оплата МПЗ производится после их оприходования (при этом по условию договора их стоимость выражена в условных единицах) и за это время происходит изменение курса условной единицы, то возникают суммовые разницы. Но это происходит уже после принятия МПЗ к бухгалтерскому учету. Включать же их в фактическую себестоимость неправомерно, так как фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению (п. 12 ПБУ 5/01).
Метод учета материалов по фактической себестоимости при использовании счета 10 в корреспонденции со счетом 60 не позволит учитывать возникающие суммовые разницы. Поэтому необходимо обратиться к другому методу - по учетным ценам с использованием дополнительных счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов". Напомним, что выбранный метод учета МПЗ должен быть отражен в учетной политике организации.
Пример 4
Организация приобретает материалы, стоимость которых определена в условных единицах и равна 3600 долл. США, в том числе НДС - 600 долл. США. Оплата производится по курсу, установленному Банком России, после поступления материалов. Курс доллара США на момент оприходования - 29,40 руб. В день перечисления денежных средств курс вырос до 29,76 руб. Учетной политикой установлен учет материалов по учетным ценам с использованием счетов 15 и 16.
В бухгалтерском учете оприходование данной партии материалов отразится следующим образом:
Дебет 15 Кредит 60- 88 200 руб. (29,40 руб. х 3000 долл. США) - отражена стоимость материалов;
Дебет 19 Кредит 60
- 17 640 руб. (29,40 руб/долл. США х 600 долл. США) - выделен НДС по материалам;
Дебет 10 Кредит 15
- 88 200 руб. - отражена учетная стоимость материалов;
Дебет 60 Кредит 51
- 107 136 руб. (29,76 руб/долл. США х 3600 долл. США) - перечислены денежные средства за материалы;
Дебет 15 Кредит 60
- 1080 руб. ((29,76 руб/долл. США - 29,40 руб/долл. США) х 3000 долл. США) - отражена суммовая разница;
Дебет 19 Кредит 60
- 216 руб. ((29,76 руб/долл. США - 29,40 руб/долл. США) х 600 долл. США) - скорректирована сумма НДС;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 17 856 руб. (17 640 + 216) - принят к вычету НДС, уплаченный поставщику материалов; Дебет 16 Кредит 15
- 1080 руб. - отражено отклонение учетной цены материалов от фактической их себестоимости, связанное с суммовой разницей.
При передаче партии материалов в производство производятся следующие записи: Дебет 20 Кредит 10
- 88 200 руб. - списаны в производство материалы;
Дебет 20 Кредит 16
- 1080 руб. - списана на затраты сумма отклонения.
Если же в отчетном периоде используется часть приобретенных материалов, то в соответствующей пропорции учитывается в затратах и сумма отклонения.
Конец примера 4.
При изготовлении МПЗ организацией фактическая их себестоимость определяется как сумма всех затрат, связанных с производством данных запасов.
Пример 5
Организация использует при строительстве в качестве материалов доски, которые получает при распиловке круглого леса в цехе вспомогательного производства. Стоимость используемого круглого леса при распиловке - 58 500 руб., начислена амортизация по использованным основным средствам - 1474,60 руб., заработная плата работникам - 5800 руб., общепроизводственные и общехозяйственные расходы составили 2570 руб.
Оприходование полученной партии досок в бухгалтерском учете отразится следующим образом:
Дебет 23 Кредит 10- 58 500 руб. - передан в цех вспомогательного производства круглый лес для распиловки;
Дебет 23 Кредит 02
- 1474,60 руб. - начислена амортизация по основным средствам, используемым при производстве досок;
Дебет 23 Кредит 70
- 9800 руб. - начислена заработная плата рабочим за изготовление досок;
Дебет 23 Кредит 69 субсчет "Расчеты по ЕСН"
- 3488,80 руб. (9800 руб. х 35,6%) - начислен ЕСН на заработную плату рабочих;
Дебет 23 Кредит 69 субсчет "Расчеты с ФСС РФ"
- 166,60 руб. (9800 руб. х 1,7%) - начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве в ФСС РФ;
Дебет 23 Кредит 25,26
- 2570 руб. - списаны общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
Дебет 10 Кредит 23
- 76 000 руб. (58 500 + 1474,60 + 9800 + 3488,80 + 166,60 + 2570) - оприходована партия досок.
Конец примера 5
МПЗ могут вноситься в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации. В этом случае фактическая себестоимость запасов определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. Однако возможно увеличение их фактической себестоимости, если организация несет дополнительные расходы по доставке и приведению их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).
Пример 6
Уставный капитал ООО по учредительному договору определен в сумме 30 000 руб. Доли трех участников (двое физических лиц и юридическое лицо) определены как равные. Физические лица вносят свои вклады денежными средствами, юридическое лицо - в виде материалов. Их согласованная оценка равна задолженности участника - 10 000 руб. Транспортные расходы по доставке материалов составили 5400 руб. (используется транспорт сторонней организации).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 75 Кредит 80- 30 000 руб. - отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал ООО;
Дебет 50 Кредит 75
- 20 000 руб. - внесены денежные средства учредителей - физических лиц в счет вклада в уставный капитал;
Дебет 10 Кредит 75
- 10 000 руб. - отражена стоимость материалов, вносимых в уставный капитал ООО, в оценке, согласованной учредителями;
Дебет 10 Кредит 76
- 4500 руб. - отражена стоимость услуг по доставке материалов;
Дебет 19 Кредит 76 - 900 руб. - отражен НДС, уплаченный транспортной организации;
Дебет 51 Кредит 76
- 5400 руб. - перечислены денежные средства за доставку материалов;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 900 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный транспортной организации.
Фактическая себестоимость материалов будет равна 14 500 руб. (10 000 + 4500).
Конец примера 6.
При получении МПЗ по договору дарения или безвозмездно их фактическая себестоимость определяется исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Данное распространяется и на МПЗ, остающиеся от выбытия основных средств. При этом под текущей рыночной стоимостью Положением понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов.
Если МПЗ получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, их фактической себестоимостью признается стоимость активов, переданных организацией. Стоимость же передаваемых активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Если же ее невозможно установить, то стоимость МПЗ определяется исходя цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ.
Торговые организации оценивают товары, приобретенные для продажи, по стоимости их приобретения. Но при розничной торговле они могут производить оценку товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
ПБУ 5/01 сохранены все четыре ранее используемых способа оценки МПЗ при отпуске их в производство или ином выбытии:
њљљ по себестоимости каждой единицы;њљљ по средней себестоимости;
њљљ по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);
њљљ по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО).
При этом применение одного из способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики. По каждой группе (виду) МПЗ применяется в течение отчетного года один способ оценки списания.
По себестоимости каждой единицы оцениваются МПЗ, используемые организацией в особом порядке. К ним обычно относятся драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п. Также этот способ оценки используется по запасам, которые не могут обычным образом заменять друг друга.
Использование метода оценки по средней себестоимости предполагает определение себестоимости по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество. А они соответственно определяются как суммы себестоимости и количества по остатку на начало месяца и поступившим запасам в этом месяце. Короче говоря, фактически среднюю себестоимость можно определить только по окончании отчетного месяца. Поэтому при нестабильности цен на МПЗ возможен вариант, когда в течение месяца материалы будут списываться по себестоимости, отличной от средней. Однако применение способа их списания по учетным ценам с последующим списанием возникающего отклонения между учетной ценой и средней себестоимостью позволяет избежать этого.
Пример 7
На начало месяца фактическая себестоимость 200 единиц материалов составила 126 500 руб. (632,50 руб. за каждую). За месяц приобретены 250 единиц. Фактическая себестоимость их приобретения - 159 700 руб. Отпущены в производство 300 единиц по учетным ценам 634 руб/ед. за каждую.
Стоимость отпущенных за месяц материалов по учетным ценам составит 190 200 руб. (634 руб/ед. х 300 ед.)
Средняя себестоимость единицы материалов - 636 руб/ед. (126 500 руб. + 159 700 руб.) : (200 ед. + 250 ед.). Отклонение в стоимости, приходящееся на списанные в производство материалы, будет 600 руб. ((636 руб/ед. - 634 руб/ед.) х 300 ед).
В бухгалтерском учете будут сделаны записи:
Дебет 15 Кредит 60- 159 700 руб. - отражена стоимость приобретенных материалов;
Дебет 10 Кредит 15
- 158 500 руб. (634 руб/ед. х 250 ед.) - отражена учетная стоимость приобретенных материалов;
Дебет 20 Кредит 10
- 190 200 руб. - отражена стоимость отпущенных в производство материалов по учетным ценам;
Дебет 20 Кредит 16
- 600 руб. - списано отклонение в стоимости отпущенных материалов.
Остаток материалов на начало следующего месяца составляет 150 ед. (200 + 250 - 300). Их общая стоимость - 95 400 руб. (126 500 + 159 700 - 190 200 - 600).
Конец примера 7.
Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что МПЗ используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения (поступления). Иными словами, первые поступающие в производство МПЗ оцениваются по себестоимости ранних по времени приобретений с учетом запасов, числящихся на начало месяца.
При использовании этого метода необходимо так организовать аналитический учет, чтобы можно было определить фактическую себестоимость единицы МПЗ, поступивших в каждой партии.
Пример 8
По состоянию на начало месяца остаток материалов по фактической себестоимости составляет 210 000 руб. Количество - 200 единиц, причем оно складывается из поступлений трех партий: первая - 40 единиц, фактическая себестоимость которых составляет 39 200 руб., вторая и третья - по 80 единиц каждая, фактическая себестоимость соответственно 83 200 руб. и 87 600 руб. В течение месяца приобретены три партии материалов. В каждой из них по 60 единиц, фактическая себестоимость соответственно - 66 000 руб., 66 600 руб. и 66 900 руб. Отпущено в производство 280 единиц материалов.
Отпущенными в производство материалами будут считаться вначале материалы из остатка на начало месяца. Все 200 единиц материала будут израсходованы. Кроме них будут использованы полностью приобретенные материалы в отчетном месяце первой партии и частично из второй - 20 ед. (280 - 40 - 80 - 80 - 60).
Стоимость отпущенных материалов за отчетный месяц составит 298 200 руб. (39 200 руб. + 83 200 руб. + 87 600 руб. + 66 000 руб. + 66 600 руб. : 60 ед. х 20 ед.).
Остаток материалов на начало следующего месяца будет состоять из оставшейся части второй и полностью третьей партии материалов, приобретенных в текущем месяце. Их будет 100 ед. (60 - 20 + 60), а фактическая себестоимость составит 111 300 руб. (66 600 : 60 х 40 + 66 900). Последнюю величину для проверки можно определить из другого соотношения: 111 300 руб. (39 200 + 83 200 + 87 600 + 66 000 + 66 600 + 66 900 - 298 200).
В следующем месяце первыми отпускаются в производство 40 единиц по стоимости 1110 руб/ед. (44 000 руб. : 40 ед.) за каждую, затем пойдут 60 единиц по стоимости 1115 руб/ед. (66 900 руб. : 60 ед.). После этого будет производиться отпуск материалов, приобретенных в данном месяце в последовательности приобретения партий.
В бухгалтерском учете поступление и отпуск материалов отразятся следующим образом:
Дебет 10 Кредит 60- 199 500 руб. (66 000 + 66 600 + 66 900) - оприходованы материалы по фактической себестоимости;
Дебет 20 Кредит 10
- 298 200 руб. - отражена стоимость материалов, отпущенных в производство.
Конец примера 8.
Оценка запасов методом ЛИФО основана на допущении, что МПЗ, первыми отпускающиеся в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности их приобретения. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения. В затраты же, связанные с реализацией продукции (работ, услуг), учитывается фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных по времени последними.
Аналитический учет МПЗ должен обеспечивать определение фактической себестоимости единицы по каждой партии. Кроме этого необходимо уделить внимание учету поступления и отпуска МПЗ по времени.
Пример 9
Используем данные примера 7. В этом случае 280 единиц материалов, отпущенных в производство, будут складываться: из трех партий материалов, приобретенных в отчетном месяце, - 180 ед. (60 + 60 + 60), полностью третьей и частично второй партии материалов, закупленных в предыдущем месяце, - 20 ед. (280 - 60 - 60 - 60 - 80).
Фактическая себестоимость отпущенных материалов за месяц составит 307 900 руб. (66 900 руб. + 66 600 руб. + 66 000 руб. + 87 600 руб. + 83 200 руб. : 80 ед. х 20 ед.).
Остаток материалов на начало следующего месяца - 100 единиц составляют оставшаяся часть материалов второй партии - 60 ед. (80 - 20) и полностью первой партии - 40 ед., приобретенных в предыдущих месяцах. Их фактическая себестоимость составит 101 600 руб. (83 200 руб. : 80 ед. х 60 ед. + 39 200).
В следующем месяце первыми будут отпускаться вновь поступившие материалы. Если потребность в материалах будет превосходить количество вновь приобретенных, тогда будут списываться в производство материалы из второй партии предшествующих месяцев по стоимости 1040 руб/ед. (62 400 руб. : 60 ед.). Если же и они будут полностью использованы, то в ход пойдут МПЗ из первой партии предыдущих месяцев. Списываться они будут по стоимости 980 руб/ед. (39 200 руб. : 40 ед.).
Конец примера 8
При условии роста цен на партии МПЗ использование метода ЛИФО позволяет несколько увеличить себестоимость продукции. В то же время уменьшается стоимость остатков материалов на складе, что приводит к некоторому уменьшению налога на имущество.
МПЗ на конец отчетного года отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки. Но если текущая рыночная стоимость МПЗ снизилась или они потеряли свое первоначальное качество либо морально устарели, то ПБУ 5/01 предписывает отражать их на конец отчетного года в учете за вычетом резерва под снижение их стоимости (п. 25 ПБУ 5/01). Резерв образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ. Новым Планом счетов для этого предусмотрен специальный счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей".
При составлении годового бухгалтерского баланса сумма созданного резерва будет вычитаться из сальдо счетов учета МПЗ. При этом счета по учету данных активов не кредитуются и их сальдо не изменяется. Полученная разница отражается в разделе II "Оборотные активы" Бухгалтерского баланса (форма N 1).
Пример 10
Организация в начале года оприходовала материалы на сумму 24 000 руб. На конец года рыночная стоимость таких материалов составляет 19 500 руб. По состоянию на 31 декабря 2002 года в организации создается резерв под отклонение их стоимости на сумму 4500 руб.
В учете это отразится следующей проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 14- 4500 руб. - создан резерв под отклонение стоимости материалов.
В Бухгалтерском балансе по строке 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" показывается стоимость материалов за вычетом резерва, т. е. их рыночная цена. В начале следующего года зарезервированная сумма восстанавливается. При этом производится обратная запись:
Дебет 14 Кредит 91-1- 4500 руб. - восстановлен резерв под отклонение стоимости материалов.
Конец примера 10.
Владимир МАЛЫШКО
Эксперт "ПБУ"
Статья получена: Клерк.Ру