Юридические хитрости во взаимоотношениях с налоговой инспекцией и судами - всегда актуальная тема. В сентябре ими делился партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Денис ЩЕКИН. Собравшиеся бухгалтеры обращались к нему не иначе как «уважаемый Денис Михайлович».
Екатерина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Расчёт»
Как заделать брешь
Редко какая из фирм всегда готова к налоговой проверке. Одна из самых распространенных причин: нет всех документов, которые обосновывают затраты фирмы.
Естественно, возникает неодолимое желание оформить их задним числом. Но не спешите это делать.
Уж если инспектор почувствовал неладное и речь идет не о 100 рублях, то он может пойти до конца. Сначала изымет по акту документы, а затем направит их на хромотографическую экспертизу. А уж она определит дату создания документа по степени разложения чернил с месячной погрешностью, и даже если по сути дела фирма права, доказать в суде ее невиновность будет уже непросто.
В такой ситуации Денис Щекин посоветовал по возможности составить недостающие документы с текущей датой. Они помогут связать ваши расходы с производством. Документы вместе с протоколом разногласий нужно подать в налоговую в течение двух недель.
И привел пример. Одну компанию, торгующую сахаром, налоговики заподозрили в завышении себестоимости. По их мнению, фирма заключила договор на погрузочно-разгрузочные работы, с которыми она прекрасно могла справиться сама.
Хотя фирма имела не только договор (на одной страничке), акт и платежку, связь этих затрат с производством из-за большого количества собственных работников фирмы действительно выглядела крайне сомнительной.
Юристы предложили представить фирме в налоговую дополнительные документы: объяснение менеджера, где он указывает точное количество груза и говорит о том, что направлял письмо фирме-партнеру с просьбой оказать услуги по погрузке. Немаловажную роль сыграло и штатное расписание, из которого стало видно, что в самой торгующей компании грузчиков нет. И представьте, суд принял решение в ее пользу.
Однако, по словам Дениса Щекина, такой метод снимает небольшой процент разногласий с налоговиками, и злоупотреблять им нельзя. Важно правильно подойти к оформлению документов при оспаривании решения как в налоговой, так и в суде.
Маленькие хитрости – большие результаты
Протокол разногласий, который подается в налоговую после выездной проверки, фактически нужен только для проформы. Денис Щекин посоветовал указывать в этом документе не все свои доводы, а приберечь самые значимые аргументы до суда. Тогда налоговые инспекторы просто не успеют подготовиться к их отражению.
Если дело дошло до иска в суд, то при его составлении вы можете постараться заранее расположить к себе чиновников. Практика показывает, что человек слушает первые десять минут. В том случае, если информация, переданная за это время, «не в тему», то собеседника вы теряете. Также и с документами. Суть дела должна быть изложена на первой странице. Причем нельзя загружать ее фактурой (проводками, выдержками из законов и т. д.). Незаконность принятия решения лектор посоветовал изложить по пунктам. Если же по этой теме существует положительная арбитражная практика, она должна быть описана в иске, а копии решений приложены к нему.
«Подушка безопасности»
Я тоже удивилась употреблению этого термина. Поясним ситуацию: фирма по какой-то причине имеет переплату по налогам, которая на профессиональном языке называется «подушка безопасности».
Если у фирмы крупные обороты, то при налоговой проверке суммы доначислений тоже могут быть немаленькими. А это означает уголовную ответственность. В этом случае лучше добиваться возврата переплаты через суд.
Не стоит торопиться с ходатайством о возврате переплаты на расчетный счет. Главное в такой ситуации – иметь на руках к началу налоговой проверки решение суда о наличии переплаты. Налоговики будут обязаны учесть его в акте проверки.
В том случае, если для обращения в суд времени не остается, просто сдайте уточненные декларации и напишите заявление о возврате переплаты. Скорее всего налоговики ответят отказом. Однако уточненные декларации все-таки будут учтены в акте проверки.
Уточнить декларации можно и после того, как будет подписан акт налоговой проверки. Обязательно упомяните о них в протоколе разногласий. Такой подход строится по принципу «пока не пришли с войной».
То есть вы прекрасно знаете о переплате, но используете этот положительный момент, только если не удастся полюбовно договориться с проверяющими. Весь фокус в том, что арбитры принимают решение по совокупности данных.
Причем для создания «подушки» не всегда нужно переплачивать в бюджет. В учете любой фирмы всегда достаточно моментов, которые могут стать вашими налоговыми резервами.
Как правило, это спорные ситуации, в которых вы начислили налоги так, как считало правильным на тот момент МНС. Однако все течет, все меняется, и если есть нужные вам решения Высшего Арбитражного Суда, такие ситуации превращаются в резерв для сдачи уточненных расчетов.
На блюдечке с голубой каемочкой
Еще Денис Щекин посоветовал по возможности всегда идти навстречу налоговикам и судьям. Если вас обязали привезти первичные документы – сделайте это как можно скорее. Но необязательно сразу заваливать суды коробками с документами. Крупным фирмам с большими оборотами можно составлять выборочные таблицы. Они должны содержать наиболее важные данные, из которых можно определить требуемую информацию. Например, по счетам-фактурам это могут быть номер документа, платежки и сумма НДС. А уже потом, если потребуется, можно представить первичку.
Напоследок г-н Щекин поделился еще одной маленькой юридической хитростью. Если фирма параллельно направляет иск и в инспекцию, и в суд, иногда налоговики просят судей отложить начатое ими судебное разбирательство и назначают дополнительную проверку. Поверьте, им тоже лишний раз не хочется иметь бледный вид, если фирма окажется права. Так что у вас появится шанс еще раз выяснить отношения с родной инспекцией с глазу на глаз.
Статья получена: Клерк.Ру