Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Вход в торговую сеть с минимальными потерями

 

Вход в торговую сеть с минимальными потерями

 

 

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" /

Самый быстрый способ реализации товаров и продукции — продажа их через торговую сеть. Но за вход в эту систему организации придется заплатить немалую сумму. Впрочем, если правильно оформить документы, то расходы можно уменьшить. Во всяком случае в части налогообложения.

О.

загрузка...

 

 

Черевадская

В бухучете все прозрачно

При заключении договора поставщик должен оплатить следующие сетевые услуги. Это «вступительный взнос» (заключение договора поставки), поставка во вновь открывшиеся магазины торговой сети; включение товарных позиций в ассортимент магазинов; размещение товаров на полках («золотая» и «серебряная» полки); выкладка товаров по определенной схеме (мерчендайзинг) и многие другие.

В бухгалтерском учете отражение таких издержек затруднений не вызовет. В соответствии с подпунктами 5, 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», затраты в виде оплаты (за вычетом НДС) розничной торговой сети принимаются в качестве коммерческих расходов. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданных товаров. Для учета издержек обращения в торговых организациях (в том числе коммерческих расходов) Планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 44 «Расходы на продажу». Затраты в виде рассматриваемой платы признаются в бухгалтерском учете в составе текущих расходов ежемесячно, при наличии соответствующих первичных документов (п. 16 ПБУ 10/99).

Навязанные услуги прибыли не уменьшают

Для целей налогообложения учет вышеуказанных затрат может представлять определенную проблему. Ведь такие расходы не отвечают принципу экономической обоснованности, заложенному в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса, по договору поставки фирма-поставщик обязуется передать в обусловленный срок собственные или закупаемые ею товары покупателю для дальнейшего использования. Причем цели использования могут быть любыми: связанными с предпринимательской или иной деятельностью. При этом затраты в виде платы покупателю за сам факт заключения с поставщиком-продавцом договора поставки не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли. Значит, и списать их в этих целях нельзя. Данная плата не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику-продавцу ценности.

Затраты в виде платы поставщиком-продавцом покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них определенного места в магазине также не могут быть учтены в составе расходов при определении базы по прибыли. Ведь указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца.

Минфин: плата за продвижение «чужого» товара бессмысленна

Следует добавить, что все услуги, за которые торговая сеть взимает плату с поставщиков и производителей, розничные сетевые магазины фактически предоставляют сами себе. Ведь они заключают с оптовиком договор поставки, по которому право собственности на товар переходит именно к торговцу в розницу. Поэтому плата, навязываемая поставщику за продвижение чужого для него товара, бессмысленна. С такой позицией солидарны чиновники Минфина и ФНС (письма Минфина от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286, от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247, от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/677; письма УФНС по г. Москве от 4 мая 2006 г. № 20-12/36664@, от 2 апреля 2004 г. № 26-12/22895).

Кроме того, у компании, которая оплатила взносы, навязанные по таким договорам с торговой сетью, могут возникнуть проблемы с принятием к вычету НДС. Раз указанные затраты не уменьшают прибыль, то и налог по ним нельзя возместить (п. 1 ст. 172 НК).

Пример 1

Основным видом деятельности ООО «Приам» является оптовая торговля средствами гигиены. Для расширения рынка сбыта в мае 2007 года компания заключила договор поставки с торговой сетью «Терра Трейд». Согласно договору, в июне 2007 года оптовик сделал следующие взносы в сеть:

  • вступительный взнос — 150 000 руб.;
  • взнос за право поставки во вновь открывшийся магазин — 50 000 руб.;
  • за выкладку товаров на полках по определенной схеме — 40 000 руб.

Всего за данные услуги фирма заплатила 240 000 руб. Кроме того, НДС по оплаченным услугам составил 43 200 руб. (18%).

В бухгалтерском учете ООО «Приам» сделаны следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 60
— 240 000 руб. — взносы по договору с торговой сетью «Терра Трейд»;

Дебет 19 Кредит 60
— 43 200 руб. — отражен НДС, предъявленный розничной торговой сетью;

Дебет 91 Кредит 60
— 43 200 руб. — списан на прочие расходы предъявленный НДС;

Дебет 99 Кредит 68
— 67 968 руб. ((240 000 руб. + 43 200) × 24%) — отражена сумма постоянного налогового обязательства (пункты 4, 7 ПБУ 18/02);

Дебет 60 Кредит 51
— 283 200 руб. — внесены взносы в торговую сеть.

«Плата за вход» превращается в маркетинговые услуги

Проблем с учетом затрат можно избежать, если правильно составить документы. В принципе продавцу товаров в розницу безразлично, с какой формулировкой он получит установленные платежи.

В состав прочих расходов включаются затраты на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК). В частности, такие исследования связаны с изучением потенциальных возможностей рынка, вопросов приемлемости продукции, осведомленности о ней потребителей (подгруппа 74.13.1 группы 74.13 Классификатора ОКВЭД).

Исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур: определение размера и характера рынка; расчет его реальной и потенциальной емкости; анализ факторов, влияющих на развитие рынка; учет специфических особенностей товарного и регионального рынка; определение степени их насыщенности.

С оказанием таких услуг все привыкли отождествлять понятие «маркетинг» (письмо ФНС от 20 февраля 2006 г. № ММ-6-03/183@). И именно с оказанием таких услуг связываются уплата вступительного взноса, плата за поставки товаров во вновь открывшиеся магазины, а также включение товарных позиций в ассортимент магазина, предлагаемые торговыми сетями.

Поэтому в типовом договоре поставки «вступительную плату» нужно заменить на «маркетинговые услуги». А еще лучше составить дополнительный договор, обозначенный как договор на оказание услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка. Такая формулировка — ближе к тексту Налогового кодекса и не вызовет нареканий у проверяющих. При этом предмет договора может быть сформулирован так:

1. Предмет договора.

1.1. Исполнитель обязуется провести для Заказчика изучение:

  • потребительского спроса населения к товарам, аналогичным товарам Заказчика;
  • осведомленности потребителей о продукции Заказчика;
  • покупательских привычек и предпочтений потребителя.

1.2. Исполнитель обязуется провести статистический анализ результатов исследования и передать их Заказчику.

Кроме того, поставщик-продавец и покупатель (магазин) могут заключить и другое соглашение. В соответствии с ним, торговая сеть обеспечит создание условий для привлечения дополнительного внимания покупателей к наименованию и ассортименту товаров оптовика. Такое соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью договора поставки. В этом случае действия магазина могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Затраты по ним могут уменьшать прибыль в пределах норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Необходимо добавить, что указанные расходы будут приняты в уменьшение налоговой базы в том случае, если усилия магазина действительно будут способствовать привлечению внимания к товарам определенного наименования оптового продавца (письмо Минфина от 22 мая 2005 г. № 03-03-06/1/286).

В этом случае предмет договора может быть указан следующим образом:

1. Предмет договора.

1.1. В соответствии с договором, Исполнитель обязуется оказать услуги по привлечению внимания к товарам Заказчика:

  • установить в помещении торгового зала магазина рекламные стенды Заказчика;
  • разложить брошюры и каталоги Заказчика с указанием ассортимента поставленных товаров;
  • развесить в торговом зале магазина плакаты с изображением торгового знака Заказчика;
  • рядом с каждым видом продукции Заказчика обеспечить постоянное наличие информационных листовок с описанием свойств товара;
  • оказывать другие услуги рекламного характера по согласованию с Заказчиком.
Пример 2

Изменим условия примера 1. В мае 2007 года помимо договора поставки ООО «Приам» были заключены с торговой сетью «Терра Трейд» договоры на оказание услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка и на продвижение своих товаров. Услуги были выполнены в июне 2007 года. Стоимость услуг по первому договору составила 236 000 руб. (в том числе НДС 18% — 36 000 руб.). По второму договору фирма заплатила сети 47 200 руб. (в том числе НДС 18% — 7200 руб.). За полугодие выручка ООО «Приам» составила 4 300 000 руб. Стороны подписали акты выполненных работ. Заказчик получил счета-фактуры.

В бухгалтерском учете ООО «Приам» сделаны следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 60
— 200 000 руб. — оказаны услуги по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка;

Дебет 44 Кредит 60
— 40 000 руб. — оказаны услуги по продвижению товаров;

Дебет 19 Кредит 60
— 43 200 руб. — отражен НДС, предъявленный по договорам оказания услуг;

Дебет 68 Кредит 19
— 43 200 руб. — принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51
— 283 200 руб. — оплачены оказанные услуги.

Обратите внимание, что рекламные расходы в полной мере уменьшают прибыль, так как укладываются в норматив (1% от выручки): 4 300 000 руб. і 1% = 43 000 руб. > 40 000 руб. НДС также принимается к вычету в полной сумме (п. 7 ст. 171 НК).

Без документов превращение не состоится

Мало подписать соглашение о проведении исследования конъюнктуры рынка и продвижении товаров. Необходимо, чтобы оказание услуг было подтверждено документально. Только в этом случае понесенные затраты можно будет учесть при расчете прибыли (п. 1 ст. 252 НК). Документы могут быть любые: акты, отчеты, аналитические таблицы, справки и т. п. Главное, чтобы бумаги были оформлены в соответствии с законодательством.

Порядок документального подтверждения расходов на выполнение услуг сторонними организациями установлен в письме Минфина от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/170. Согласно указаниям финансистов, в подтверждающих документах (актах, отчетах) должны быть подробно отражены факты выполнения взятых обязательств. Оптимально, если в договорах будет заранее прописан порядок составления и представления отчетности об оказанных услугах.

Автор - руководитель отдела общего аудита и консалтинга ООО «АКФ Бизнес-Аудит»


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Вход в торговую сеть с минимальными потерями":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Алексей Гордеев просит ограничить деятельность торговых сетей

Вчера министр сельского хозяйства Алексей Гордеев дал негативную оценку деятельности торговых сетей. В частности, в ходе интернет-конференции он назвал сети «экономическими монстрами» и «убийцами мелких торговых точек», обвинил их в том, что они берут «плату за вход», перекладывают маркетинговые затраты на плечи производителя, не сразу расплачиваются за товар. Министр считает, что государство должно вмешаться в ситуацию «на законода ...

» Бизнес идеи - 1601 - читать


Покупайте нижегородское. Губернатор заставляет торговые сети продавать местные товары

Нижегородские чиновники нашли способ поддержать местного производителя. В конце прошлой недели правительство области объявило о готовящемся законе, по которому торговые сети будут обязаны включать в ассортимент 50% товаров местного производства. По данным министерства поддержки и развития предпринимательства Нижегородской области, в регионе работает около 50 торговых сетей, в том числе 19 продовольственных.

» Бизнес идеи - 2132 - читать


Слияние на «Пятёрочку». X5 Retail group отчиталась об объединении активов торговой сети с «Перекрёстком»

В конце прошлой недели крупнейший российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group (бывшая Pyaterochka Holding), опубликовал первую финансовую отчетность после объединения « Пятерочки» и « Перекрестка».

» Бухгалтерия и аудит - 2290 - читать


«Кандидат» сразится с «Каруселью». Бывший менеджер компании создаёт собственную торговую сеть

Анна Давыдова, одна из участниц реалити-шоу « Кандидат» с Владимиром Потаниным, заявила вчера о намерении создать собственную сеть супермаркетов «шаговой доступности» в спальных районах Москвы. Участники рынка и аналитики отмечают, что формат магазина «у дома» до сих пор востребован среди жителей столицы, однако они сомневаются в состоятельности проекта г-жи Давыдовой.

» Управление и менеджмент - 2116 - читать


Компания Marks and Spencer рассматривает возможность расширения своей торговой сети за счет Москвы

Компания Marks and Spencer, владеющая сетью магазинов по продаже продуктов питания и одежды и пытающаяся достигнуть прежних объемов продаж в Великобритании, изучает возможность выхода на российский рынок. Группа обратилась к правительству г. Москвы с просьбой разрешить ей открыть магазин в российской столице и ищет потенциальных торговых партнеров в России.

» Управление и менеджмент - 2614 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Вход в торговую сеть с минимальными потерями

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru