Самый быстрый способ реализации товаров и продукции — продажа их через торговую сеть. Но за вход в эту систему организации придется заплатить немалую сумму. Впрочем, если правильно оформить документы, то расходы можно уменьшить. Во всяком случае в части налогообложения.
О.
Черевадская
В бухучете все прозрачно
При заключении договора поставщик должен оплатить следующие сетевые услуги. Это «вступительный взнос» (заключение договора поставки), поставка во вновь открывшиеся магазины торговой сети; включение товарных позиций в ассортимент магазинов; размещение товаров на полках («золотая» и «серебряная» полки); выкладка товаров по определенной схеме (мерчендайзинг) и многие другие.
В бухгалтерском учете отражение таких издержек затруднений не вызовет. В соответствии с подпунктами 5, 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», затраты в виде оплаты (за вычетом НДС) розничной торговой сети принимаются в качестве коммерческих расходов. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданных товаров. Для учета издержек обращения в торговых организациях (в том числе коммерческих расходов) Планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 44 «Расходы на продажу». Затраты в виде рассматриваемой платы признаются в бухгалтерском учете в составе текущих расходов ежемесячно, при наличии соответствующих первичных документов (п. 16 ПБУ 10/99).
Навязанные услуги прибыли не уменьшают
Для целей налогообложения учет вышеуказанных затрат может представлять определенную проблему. Ведь такие расходы не отвечают принципу экономической обоснованности, заложенному в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса, по договору поставки фирма-поставщик обязуется передать в обусловленный срок собственные или закупаемые ею товары покупателю для дальнейшего использования. Причем цели использования могут быть любыми: связанными с предпринимательской или иной деятельностью. При этом затраты в виде платы покупателю за сам факт заключения с поставщиком-продавцом договора поставки не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли. Значит, и списать их в этих целях нельзя. Данная плата не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику-продавцу ценности.
Затраты в виде платы поставщиком-продавцом покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них определенного места в магазине также не могут быть учтены в составе расходов при определении базы по прибыли. Ведь указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца.
Минфин: плата за продвижение «чужого» товара бессмысленна
Следует добавить, что все услуги, за которые торговая сеть взимает плату с поставщиков и производителей, розничные сетевые магазины фактически предоставляют сами себе. Ведь они заключают с оптовиком договор поставки, по которому право собственности на товар переходит именно к торговцу в розницу. Поэтому плата, навязываемая поставщику за продвижение чужого для него товара, бессмысленна. С такой позицией солидарны чиновники Минфина и ФНС (письма Минфина от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286, от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247, от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/677; письма УФНС по г. Москве от 4 мая 2006 г. № 20-12/36664@, от 2 апреля 2004 г. № 26-12/22895).
Кроме того, у компании, которая оплатила взносы, навязанные по таким договорам с торговой сетью, могут возникнуть проблемы с принятием к вычету НДС. Раз указанные затраты не уменьшают прибыль, то и налог по ним нельзя возместить (п. 1 ст. 172 НК).
Пример 1
Основным видом деятельности ООО «Приам» является оптовая торговля средствами гигиены. Для расширения рынка сбыта в мае 2007 года компания заключила договор поставки с торговой сетью «Терра Трейд». Согласно договору, в июне 2007 года оптовик сделал следующие взносы в сеть:
- вступительный взнос — 150 000 руб.;
- взнос за право поставки во вновь открывшийся магазин — 50 000 руб.;
- за выкладку товаров на полках по определенной схеме — 40 000 руб.
Всего за данные услуги фирма заплатила 240 000 руб. Кроме того, НДС по оплаченным услугам составил 43 200 руб. (18%).
В бухгалтерском учете ООО «Приам» сделаны следующие проводки:
Дебет 44 Кредит 60
— 240 000 руб. — взносы по договору с торговой сетью «Терра Трейд»;
Дебет 19 Кредит 60
— 43 200 руб. — отражен НДС, предъявленный розничной торговой сетью;
Дебет 91 Кредит 60
— 43 200 руб. — списан на прочие расходы предъявленный НДС;
Дебет 99 Кредит 68
— 67 968 руб. ((240 000 руб. + 43 200) × 24%) — отражена сумма постоянного налогового обязательства (пункты 4, 7 ПБУ 18/02);
Дебет 60 Кредит 51
— 283 200 руб. — внесены взносы в торговую сеть.
«Плата за вход» превращается в маркетинговые услуги
Проблем с учетом затрат можно избежать, если правильно составить документы. В принципе продавцу товаров в розницу безразлично, с какой формулировкой он получит установленные платежи.
В состав прочих расходов включаются затраты на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК). В частности, такие исследования связаны с изучением потенциальных возможностей рынка, вопросов приемлемости продукции, осведомленности о ней потребителей (подгруппа 74.13.1 группы 74.13 Классификатора ОКВЭД).
Исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур: определение размера и характера рынка; расчет его реальной и потенциальной емкости; анализ факторов, влияющих на развитие рынка; учет специфических особенностей товарного и регионального рынка; определение степени их насыщенности.
С оказанием таких услуг все привыкли отождествлять понятие «маркетинг» (письмо ФНС от 20 февраля 2006 г. № ММ-6-03/183@). И именно с оказанием таких услуг связываются уплата вступительного взноса, плата за поставки товаров во вновь открывшиеся магазины, а также включение товарных позиций в ассортимент магазина, предлагаемые торговыми сетями.
Поэтому в типовом договоре поставки «вступительную плату» нужно заменить на «маркетинговые услуги». А еще лучше составить дополнительный договор, обозначенный как договор на оказание услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка. Такая формулировка — ближе к тексту Налогового кодекса и не вызовет нареканий у проверяющих. При этом предмет договора может быть сформулирован так:
1. Предмет договора.
1.1. Исполнитель обязуется провести для Заказчика изучение:
- потребительского спроса населения к товарам, аналогичным товарам Заказчика;
- осведомленности потребителей о продукции Заказчика;
- покупательских привычек и предпочтений потребителя.
1.2. Исполнитель обязуется провести статистический анализ результатов исследования и передать их Заказчику.
Кроме того, поставщик-продавец и покупатель (магазин) могут заключить и другое соглашение. В соответствии с ним, торговая сеть обеспечит создание условий для привлечения дополнительного внимания покупателей к наименованию и ассортименту товаров оптовика. Такое соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью договора поставки. В этом случае действия магазина могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Затраты по ним могут уменьшать прибыль в пределах норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса.
Необходимо добавить, что указанные расходы будут приняты в уменьшение налоговой базы в том случае, если усилия магазина действительно будут способствовать привлечению внимания к товарам определенного наименования оптового продавца (письмо Минфина от 22 мая 2005 г. № 03-03-06/1/286).
В этом случае предмет договора может быть указан следующим образом:
1. Предмет договора.
1.1. В соответствии с договором, Исполнитель обязуется оказать услуги по привлечению внимания к товарам Заказчика:
- установить в помещении торгового зала магазина рекламные стенды Заказчика;
- разложить брошюры и каталоги Заказчика с указанием ассортимента поставленных товаров;
- развесить в торговом зале магазина плакаты с изображением торгового знака Заказчика;
- рядом с каждым видом продукции Заказчика обеспечить постоянное наличие информационных листовок с описанием свойств товара;
- оказывать другие услуги рекламного характера по согласованию с Заказчиком.
Пример 2
Изменим условия примера 1. В мае 2007 года помимо договора поставки ООО «Приам» были заключены с торговой сетью «Терра Трейд» договоры на оказание услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка и на продвижение своих товаров. Услуги были выполнены в июне 2007 года. Стоимость услуг по первому договору составила 236 000 руб. (в том числе НДС 18% — 36 000 руб.). По второму договору фирма заплатила сети 47 200 руб. (в том числе НДС 18% — 7200 руб.). За полугодие выручка ООО «Приам» составила 4 300 000 руб. Стороны подписали акты выполненных работ. Заказчик получил счета-фактуры.
В бухгалтерском учете ООО «Приам» сделаны следующие проводки:
Дебет 44 Кредит 60
— 200 000 руб. — оказаны услуги по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка;
Дебет 44 Кредит 60
— 40 000 руб. — оказаны услуги по продвижению товаров;
Дебет 19 Кредит 60
— 43 200 руб. — отражен НДС, предъявленный по договорам оказания услуг;
Дебет 68 Кредит 19
— 43 200 руб. — принят к вычету НДС;
Дебет 60 Кредит 51
— 283 200 руб. — оплачены оказанные услуги.
Обратите внимание, что рекламные расходы в полной мере уменьшают прибыль, так как укладываются в норматив (1% от выручки): 4 300 000 руб. і 1% = 43 000 руб. > 40 000 руб. НДС также принимается к вычету в полной сумме (п. 7 ст. 171 НК).
Без документов превращение не состоится
Мало подписать соглашение о проведении исследования конъюнктуры рынка и продвижении товаров. Необходимо, чтобы оказание услуг было подтверждено документально. Только в этом случае понесенные затраты можно будет учесть при расчете прибыли (п. 1 ст. 252 НК). Документы могут быть любые: акты, отчеты, аналитические таблицы, справки и т. п. Главное, чтобы бумаги были оформлены в соответствии с законодательством.
Порядок документального подтверждения расходов на выполнение услуг сторонними организациями установлен в письме Минфина от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/170. Согласно указаниям финансистов, в подтверждающих документах (актах, отчетах) должны быть подробно отражены факты выполнения взятых обязательств. Оптимально, если в договорах будет заранее прописан порядок составления и представления отчетности об оказанных услугах.
Автор - руководитель отдела общего аудита и консалтинга ООО «АКФ Бизнес-Аудит»
Статья получена: Клерк.Ру