М.Л. Макальская,
к.э.н.,
гл. редактор журнала «Некоммерческие организации в России»
Опубликовано в номере: Некоммерческие организации в России №2 / 2004
«Хозяйственный учет» — понятие более широкое, чем «бухгалтерский учет». Бухгалтерский учет — это один из видов хозяйственного учета. Он базируется на определенных принципах, о которых мы говорили в предыдущем номере.
В частности, для него обязательна двойная запись и отражение всех хозяйственных средств и их источников в денежном измерителе.
Из других видов хозяйственного учета обычно выделяются статистический учет и оперативный учет.
Эти виды хозяйственного учета не требуют двойной записи, обязательного денежного измерителя, равно, как и соблюдения других принципов, обязательных для бухгалтерского учета.
Статистический учет формирует информацию для статистической отчетности и может в ряде случаев обходиться вообще без денежных измерителей, например, использовать натуральные измерители, такие как количество работающих, количество отработанных человеко-часов, человеко-дней. Следовательно, оценка в денежном измерении в этом виде учета применяется не всегда. Другие принципы также либо в отдельных случаях применяются фрагментарно, либо не применяются совсем. Исключение составляет принцип составления отчетности. Но результатом статистического учета является особая, статистическая отчетность. В настоящее время все некоммерческие организации представляют органам статистики отчетность по основным средствам. Это форма № 11-краткая «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» и Инструкция по ее заполнению утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 27.12.2002 № 226.
Кроме того проводится единовременное наблюдение по установленному органами статистки перечню некоммерческих организаций и заполняется форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Это наблюдение проводилось по данным 1998 года, 2000 года и будет проведено по данным 2003 года (в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 26 июня 2000 года № 53).
Ряд форм статистической отчетности представляется регулярно по перечню, установленному органами государственной статистики. Это, например, месячная форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Отдельная форма статистической отчетности предусмотрена для организаций, осуществляющих инвестиции, включая некоммерческие организации.
Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, заполняют еще ряд форм статистической отчетности.
В некоммерческой организации обычно не формируется отдельная система статистического учета (в отличие от бухгалтерского учета). Статистическая отчетность обычно заполняется бухгалтером по данным бухгалтерского и оперативного учета.
Оперативный учет формирует информацию для оперативного управления организацией. Он используется, например, при составлении табеля учета отработанного времени. Предметом учета в данном случае будет выход или не выход на работу по тем или иным причинам. Оперативный учет является также как бы вспомогательным по отношению к бухгалтерскому учету. Так, на основании табеля учета отработанного времени определяется количество отработанных и неотработанных дней и далее — размер заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и т.д. Однако он может быть и самостоятельным видом учета, данные которого используются в управлении организацией.
В последнее время появилось понятие «налоговый учет». По данным налогового учета заполняется налоговая отчетность — налоговые декларации.
С 1 января 2002 г. все организации, включая некоммерческие, обязаны вести налоговый учет с целью определения налоговой базы для расчета налога на прибыль и для определении налоговой базы по другим налогам.
Налоговый учет, как и бухгалтерский учет, использует данные первичных документов. В ст. 313 НК РФ определено, что налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Однако если в бухгалтерском учете находит свое отражение каждый первичный документ, то в налоговом — только те первичные документы, которые прямо связаны с налогообложением.
Помимо этого в настоящее время налоговый учет и налоговая отчетность тесно связаны с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью (в отличие от статистического и оперативного) через систему счетов. Приказом Минфина России от 07.05.2003 № 38н в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций введены счета 09 «Отложенные налоговые обязательства» и 77 «Отложенные налоговые активы».
В соответствии с этим, начиная с отчетности за 2003 г., внесены дополнения и в бухгалтерскую отчетность.
Некоммерческие организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов. От ведения бухгалтерского учета они освобождены*.
В этой книге двойная запись не применяется. Книга учета доходов и расходов является одним из примеров использования простой системы учета**.
Основная таблица книги, заполняемая отдельно за каждый квартал, имеет следующий вид:
И т.д.
Обратите внимание на порядок заполнения таблицы.
В графе 1 указывается порядковый номер регистрируемой операции.
В графе 2 указываются дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.
В графе 3 указывается содержание регистрируемой операции.
В графе 4 организации отражают все полученные доходы.
В графе 5 организации отражают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. В данной графе организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Следовательно, некоммерческая организация, не ведущая предпринимательскую деятельность, может отразить в этой графе только свои внереализационные доходы, если они есть.
В графе 6 налогоплательщики отражают все расходы, произведенные в результате осуществления предпринимательской деятельности. Эта графа заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В графе 7 налогоплательщики отражают расходы, указанные в статье 346.16 и пункте 6 статьи 346.18 Кодекса. Эта графа заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Следует отметить, что не все операции и в бухгалтерском учете отражаются методом двойной записи. Мы имеем в виду забалансовый учет. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н., говорится:
«Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе».
Итак, в настоящее время простая система учета применяется в отношении налогового учета и как отдельный элемент системы бухгалтерского учета, имеющий ограниченную сферу применения.
Хочется подчеркнуть, что смысл использования простой системы учета — в упрощении учетных операций. Основная сфера применения — небольшие организации, ведущие определенные виды деятельности. Для некоммерческих организаций эта система законодательно закреплена только в налоговом законодательстве. И применительно к тем организациям, которые официально (с соблюдением всех требований главы 26.2 НК РФ) перешли на упрощенную систему налогообложения.
Проверь себя (см. домашнее задание по теме: «Основные принципы ведения бухгалтерского учета и их применение в некоммерческих организациях» в журнале «Некоммерческие организации в России, № 1, 2004 год).
1. Бухгалтерский баланс.
2а) дебет счета 50 «Касса», кредит счета 51 «Расчетные счета» — 600 руб.
2б) дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (86 «Целевое финансирование»2), кредит счета 51 — 5000 руб.
* В пункте 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом». (Пункт 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ.)
** Ведение книги учета доходов и расходов было разрешено малым предприятиям с небольшим штатным составом в рамках ведения бухгалтерского учета.
1 По общим правилам ведения бухгалтерского учета счет 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно закрывается, его остаток списывается на счет 20 «Основное производство» и показывается в бухгалтерском балансе как незавершенное производство. Это не соответствует сути некоммерческой деятельности. В этой ситуации некоммерческие организации часто используют счет 86 «Целевое финансирование» как для учета поступления средств, так и для учета их расходования, отразив это в учетной политике. В этом случае бухгалтерский баланс будет выглядеть так:
2 В зависимости от учетной политики.
Статья получена: Клерк.Ру