Марта Волкова
Финансовый консультант
Прошло более года после введения 25 главы НК РФ, законодательно разделившая бухгалтерский и налоговый учеты.
Можно подвести первые итоги произошедших изменений. Для объективной оценки важно отметить все плюсы и минусы нововведений. К сожалению, очевидны только недостатки. Тогда возникает вопрос, целесообразно ли далее развитие налогового учета, как нового правового инструмента в налоговом праве РФ?
Ни для кого не секрет, что МНС РФ лоббирует принятие поправок в НК РФ, в которых будут введены штрафные санкции за неведение (недобросовестное ведение) налогового учета: факт, красноречиво свидетельствующий о том, что МНС РФ продолжает развивать налоговый учет.
Чтобы разобраться в происходящем, предлагаю рассмотреть ряд вопросов:
1) Что было до разделения налогового и бухгалтерских учетов?
2) Какие задачи стоят перед налоговым и бухгалтерским учетами?
3) Какие способы решения задач налогового и бухгалтерского учета предлагаются?
4) Как разделение налогового и бухгалтерского учетов отразилось на документообороте? Кто за что отвечает?
5) Кого коснулись нововведения (по экономическим субъектам)? Какова цена введения налогового учета в рамках РФ?
Во-первых, до введения 25 главы НК РФ в действие расчет налогооблагаемой прибыли велся по данным бухгалтерского учета обязательного (легального) инструмента описания финансово-хозяйственной деятельности большинства экономических субъектов. Основным законодателем мод по формированию правил и методов ведения бухгалтерского учета является Минфин РФ. И это вполне логично, так как Минфин отвечает за финансы всей страны (в том числе - исполнение бюджета), и поэтому он определяет, как хозяйственный субъект должен отражать экономическую информацию в своем учете.
Тут мы переходим ко второму вопросу о задачах бухгалтерского и налогового учетов.
Во всех развитых странах мира задачами бухгалтерского учета являются:
а) получение статистической информации о деятельности экономических субъектов (для чего разрабатываются единые нормы учета);
б) осуществление фискального контроля над каждым экономическим субъектом (проще говоря, контролировать правильность исполнения организацией обязанностей налогоплательщика).
Так как налоговый учет - наше отечественное изобретение, обратимся к его определению, данному в ст. 313 НК РФ (глава 25 Налог на прибыль организаций):
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Комментируемая статья довольно объемна. В ней рассматриваются несколько основополагающих норм налогового учета. Но из определения, приведенного выше, следует, что основной задачей налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогу прибыль.
Позвольте, но бухгалтерский учет во всем мире успешно справляется с этой задачей уже на протяжении многих десятилетий! Значит, налоговый учет по существу дублирует функции бухгалтерского. Может быть предложен какой-то новый механизм расчета?
Постараемся ответить на третий вопрос.
Основной принцип ведения бухгалтерского учета - двойная запись. Таким образом, известны:
а) источник формирования (пассив);
б) что приобретено (актив);
в) цена операции (сумма проводки).
Порядок ведения налогового учета (его основы) описаны в ст. 314 НК РФ. Из всей статьи нас интересует только предложенный способ организации налогового учета налогоплательщиком:
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
МНС РФ взялось объяснить всем налогоплательщикам, как надо правильно вести налоговый учет и разработало Методические рекомендаций по применению главы 25, которые были утверждены Приказом МНС РФ от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98. В конце 2002 года была предложена новая редакция рекомендаций (Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729).
Каждый, кто аккуратно прочитал этот труд, наверняка был счастлив тому обстоятельству, что это только рекомендации (не обязательные для исполнения), а не утвержденные правила игры. Способ ведения налогового учета - подробная амбарная книга, где в одни регистры записываются доходы, в другие расходы. Затем результаты суммируются в столбиках (доходы/расходы), а положительная разность между доходами и расходами - искомая налогооблагаемая база.
Экономическая наука давно отказалась от примитивных таблиц для ведения учета хозяйственных операций.
Принцип ведения налогового учета способом очень подробной и обстоятельной амбарной книги - это то новое, что давно было забытым старым. И возрождено у нас в России.
С точки зрения научного подхода - это регресс.
Вопрос организации учета автоматически затрагивает проблему организации документооборота, таким образом, переходим к четвертому вопросу.
Бухгалтерский документооборот основан на нормах Закона «О бухгалтерском учете». В основе ведения бухгалтерского учета лежит принцип: каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным бухгалтерским документом.
В 25 главе НК РФ нет термина «первичный налоговый документ», как, например, в 21 главе (имеется в виду счет-фактура). Тогда на основе каких документов формируются налоговые регистры? Ответ почти очевиден - на первичных бухгалтерских.
За постановку бухгалтерского учета, как правило, отвечает главный бухгалтер, но нигде не сказано, что он же отвечает за ведение налогового учета. Так как принципы ведения бухгалтерского и налогового учета различны, то было бы некорректно одному специалисту отвечать за их ведение одновременно. Итак, явно вырисовываются новые вакансии налоговые консультанты.
Таким образом, мы дошли до последнего, самого трудного вопроса.
Введение 25 главы НК РФ фактически упразднило малые предприятия. Теперь вне зависимости от того, олигарх ты или вновь образовавшееся юрлицо, система налогообложения для всех едина (в данном случае не рассматриваются специальные налоговые режимы). Самое удивительное, что пострадавшими стали все налогоплательщики!
Крупные компании, с которыми довелось мне сотрудничать, вынуждены были раскошелиться на создание налоговых отделов, формирование их материальной базы, фонда оплаты труда и т.д.
В среднем и малом бизнесе введение налогового учета тяжким бременем легло на плечи бухгалтерской службы. И хорошо, если был расширен штат бухгалтерии.
У таких предприятий нет свободных ресурсов. Каждая заработанная копейка уже давно распределена (один НДС чего стоит - как пылесос вытягивает оборотные деньги предприятий!). Поэтому в этом секторе бизнеса сэкономили за счет увеличения нагрузки на бухгалтеров (нормы Трудового кодекса в данный момент не рассматриваются).
Введение налогового учета ничего не упростило, а только потребовало дополнительных затрат от каждого предприятия.
Но деньги надо тратить с умом! Не лучше ли вкладываться в то, что завтра может принести прибыль. А какой доход могут принести средства, потраченные на постановку и организацию налогового учета, который дублирует задачи бухгалтерского учета? С точки зрения экономики - это капитальные затраты, которые как балласт увеличивают стоимость производства (условно постоянные затраты).
Вы можете представить себе объем денежных средств, затраченных на это мероприятие в масштабах страны!? Все эти деньги могли бы быть прибылью организаций. Но сколько лет придется еще оплачивать законодательную глупость и во сколько выльется нашей стране эксперимент по введению налогового учета?
Может, признаем, что проще и рациональнее реформировать бухгалтерский учет, который и так несет на себе фискальную нагрузку; что наш эксперимент в виде налогового учета творческая неудача, замеченная довольно скоро.
Настоящая энциклопедия для бухгалтера!
Система «ПОМОЩНИК БУХГАЛТЕРА» включает нормативно-правовые документы, комментарии, консультации, справочные и другие материалы, необходимые в работе.
Обращайтесь по тел.(812) 740-78-96, portal@kodeks.ru
Статья получена: Клерк.Ру