Елена КОВАЛИШИНА
Сразу после сдачи годовой отчетности бухгалтеров и руководителей ждет не менее напряженный период – налоговые ревизии. Как обезопасить фирму от штрафных санкций и необоснованных претензий со стороны налоговиков, бухгалтеры и юристы выясняли на семинаре, проведенном консалтинговой компанией «Косов и Партнеры».
Бдительность – залог успеха
Не секрет, что современным директорам и бухгалтерам в своей работе часто приходится сталкиваться с многочисленными барьерами. Одним из таких препятствий становится Налоговый кодекс, в который постоянно вносятся поправки, и уследить за ними под силу не каждому бухгалтеру. Усложняет положение и то, что налоговики, которые, казалось бы, должны помогать и разъяснять своим подопечным смысл нововведений, делают это весьма своеобразно.
Официальные письма, написанные в помощь тем же бухгалтерам, составлены таким языком, что понять их может разве только сам автор. Естественно, это приводит к тому, что иногда фирмы неосознанно допускают ошибки. Только вот инспекторам, пришедшим с проверкой, это вряд ли объяснишь. Именно поэтому для руководителей и бухгалтеров чрезвычайно важно знать, как именно должна проходить законная ревизия, чтобы хоть в этом обезопасить себя от негативных последствий.
По словам представителя консалтинговой компании «Косов и Партнеры» лектора Эльвиры Митюковой, руководителям перед началом ревизии следует внимательно изучить решение о проведении налоговой проверки.
– На основании именно этих документов инспекторы будут проводить проверку и требовать от вас документы, – пояснила лектор. – Во-первых, в решении должно быть прописано, какие вопросы затрагивает проверка, а также, какие инспекторы и в какие сроки придут на предприятие. Причем, согласно статье 89 Налогового кодекса, выездная ревизия не должна по времени превышать двух месяцев. И этот период отводится налоговикам не только на сверку и контроль расчетов фирмы, но и на составление акта по результатам проверки. Так что если вы понимаете, что непрошеные гости явно не торопятся, – у вас есть все основания жаловаться в налоговое управление, откуда был прислан инспектор.
Помимо этого в требовании инспекторы указывают, какие документы им необходимы для контрольных мероприятий. Нужно обратить внимание на следующее: запрашиваемые бумаги должны быть направлены исключительно на проверку уплаты налогов и соответствовать тематике проверки.
– В противном случае вы можете их не предоставлять, – пояснила Эльвира Митюкова.
Однако на практике зачастую все не так просто. Елена Ковальчук, бухгалтер строительной компании, пожаловалась, что инспекторы, проверяющие ее фирму, запрашивают обычно целую кипу документов, подчас не относящихся к их визиту.
– А отказать мы им не можем, боимся, – сказала Елена.
В ответ лектор посоветовала отстаивать свою правоту в суде: арбитры становятся на сторону директоров. Этот вывод доказывает арбитражная практика – постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 января 2004 г. № Ф09-4727/03-АК. На основании арбитражной практики также можно сделать заключение, что при камеральной проверке инспекторы вправе запрашивать документы лишь в том случае, если обнаружат в декларациях ошибки.
– Однако и с этим возникают проблемы, – посетовала лектор. – Инспекторы могут нанести визит, даже если отчеты составлены правильно. Поэтому если в вашей декларации не к чему придраться, все равно нужно всегда быть на чеку.
Не стоит забывать и о том, что на подготовку необходимых бумаг статья 93 Налогового кодекса предоставляет фирмам пять дней. Следовательно, налоговики не могут приехать на проверку внезапно. А если это случилось, то компания имеет полное право игнорировать их требования, даже если в ответ слышит угрозы.
Олег Иванов, финансовый директор туристического агентства, задал вопрос, как быть, если инспекторы занимаются откровенным вымогательством, намекая на то, что в противном случае фирме несдобровать.
– Бороться с таким явлением, как взятки, достаточно сложно, – начала Эльвира Митюкова. – Особенно если речь идет о должностных лицах. В такой ситуации у фирмы есть один выход: как-нибудь зафиксировать передачу денег и пожаловаться на налоговиков в прокуратуру или ОБЭП. Если вина инспекторов будет доказана, в дальнейшем их судьбой займется общегражданский суд. Но вот только подобные дела, как правило, разваливаются на стадии разбирательства. А немногочисленная судебная практика, связанная с нечистыми на руку налоговиками, закрыта для простых смертных.
Если бухгалтеру есть что скрывать
Иногда проверка бывает спровоцирована тем, что фирма нарушает законодательство. Это выражается обычно в применении различных схем ухода от уплаты налогов, в том числе ведении двойной бухгалтерии. Для того чтобы скрыть свои махинации от налоговой, фирме необходимо провести самостоятельную «ревизию».
– Это необходимо, чтобы на глаза инспекторам не попались какие-либо бумаги, хотя бы косвенно подтверждающие ваши доходы, не учтенные при налогообложении, – пояснила Эльвира Митюкова. – Ведь, обнаружив их, налоговики непременно доначислят недоимку, штраф и пени. Такое право им дает новая редакция статьи 248 Налогового кодекса. Если у организации есть контрагенты, нужно провести с ними сверку расчетов. Это особенно важно для тех фирм, которые приобретают различные услуги, так как именно эти сделки инспекторы чаще всего ставят под сомнение и могут посчитать их мнимыми.
– А как быть, если контрагента уже не существует или он отказывается подписывать акты сверки? – поинтересовалась бухгалтер торговой компании Елена Федосеева.
В этом случае, по заявлению лектора, бояться нечего, ведь по закону фирма не должна отвечать за ошибки своих партнеров. А если налоговики не воспримут такой довод, их необходимо ознакомить с постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2005 г. № А19-27790/ 04-43-Ф02-996/05-С1 (там описана аналогичная ситуация). Однако стоит иметь в виду, что по этому вопросу есть и арбитражная практика, выигранная налоговиками (в частности, суд занял сторону инспекторов в споре, приведенном в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22 июня 2004 г. № Ф08-1967/ 2004-1035А). «Но как бы там ни было, свою правоту доказать можно», – заключила г-жа Митюкова.
Немаловажным фактором является инструктаж персонала. Так, перед приходом проверяющих сотрудникам следует объяснить, что они не могут давать никаких объяснений инспекторам без ведома главного бухгалтера или руководителя. Если же избежать неприятного разговора не удастся, работникам нужно знать, что отвечать на вопросы они должны только в рамках своих трудовых обязанностей. К примеру, сотрудник маркетингового отдела не может и не должен говорить о том, что происходит на производственных участках, или от каких налогов «уходит» его предприятие.
В завершение темы лектор посоветовала фирмам, знающим, что у них не все «чисто», сразу заручиться поддержкой юристов.
– Именно они в случае негативного решения налоговой инспекции будут подтверждать правоту предприятия в суде, – подытожила Эльвира Митюкова. – Отстоять позицию они смогут на основании писем налоговых инспекций и Минфина, подтверждающих правоту компании.
Статья получена: Клерк.Ру