Публикация в конце декабря 2003 г. методических рекомендаций Центрального банка о порядке составления и предоставления отчетности в соответствии с международными стандартами ознаменовала новый этап в процессе перехода российских банков на МСФО. Первый шаг сделан, однако это вовсе не означает, что стоит ожидать скорейшего экономического эффекта уже в ближайшее время. Очевидно, этот процесс будет длительным и болезненным, но вместе с тем крайне полезным и для банковской системы, и для экономики в целом.
В соответствии с инструкцией Центрального банка российские банки должны будут предоставить первый промежуточный отчет по МСФО за период, оканчивающийся 30 сентября 2004 г.
, а далее и годовой отчет за 2004 г. На первом этапе отчетность по МСФО будет составляться методом трансформации. Дата окончательного перехода на МСФО как основы для осуществления текущего надзора должна быть определена позднее.
Трансформация российской отчетности, а не составление ее в соответствии с международными нормами представляет собой половинчатое решение и означает, что множество финансовых позиций все еще будут значительно различаться. Применение принципа начисления, определение "справедливой" стоимости, а также некоторых категорий активов и операций (таких, как "рыночные условия", "торгуемые активы" и "связанные стороны") представляются неоднозначными. Это дает широкий простор для применения принципа мотивированного суждения аудитора, что ставит под вопрос само качество отчетности. Следовательно, на первоначальном этапе правильнее говорить о трансформации российской отчетности в форму, в большей степени сходную с международной, чем о качественном переходе на МСФО.
Не очевидной кажется сама возможность разрешения краеугольного различия международных и российских принципов учета и отчетности, а именно в области приоритета экономического содержания над юридической формой. Данное концептуальное переосмысление неминуемо должно привести к пересмотру федерального закона "О бухгалтерском учете", к коррективам в налоговом законодательстве, к изменениям других рабочих инструкций, а также подходов, в частности в вопросах анализа качества активов и порядка резервирования. Необходим также скорейший переход на МСФО реального сектора экономики, без чего невозможен гармонизированный анализ рисков банками. Но переход российских предприятий на МСФО, очевидно, совершится не ранее 2007 г.
Ошибочно полагать, что сам по себе переход на МСФО сведет возможность "рисования баланса" на нет. Не очевидными являются вопросы определения "бенефициарных владельцев" и принципов консолидации, в частности офшорных структур. Серьезной доработки требует методология по определению уровня капитала банков. Наконец, главным для данной реформы остается вопрос, а действительно ли российские банки и Центральный банк хотят показать реальную ситуацию?
Особенно остро стоит проблема скорейшей институализации МСФО и введение в соответствии с данными принципами обязательного надзора. МСФО до сих пор не имеет в России юридической силы. Отчеты, которые будут предоставляться в Центральный банк в 2004 г. , носят исключительно ознакомительный характер и даже не обязательны для публикации, что значительно снижает их информационную ценность. Скорейшее раскрытие отчетности по МСФО, кроме прочего, должно послужить укреплению принципов корпоративного управления в российских банках. Невозможно рассматривать программу по внедрению МСФО обособленно от мер по усилению надзора, в частности по улучшению качества капиталов банков и выявлению реального уровня концентрации операций на связанных сторонах.
Необходимость перехода на МСФО давно назрела. Несмотря на относительную схожесть принципов учета и отчетности в странах Западной Европы, применение МСФО до сих пор актуально и там. В рамках Евросоюза все банки, имеющие листинг своих акций, должны перейти на МСФО к 2005 г. Для сравнения: в данный момент лишь четыре из 50 крупнейших банков Западной Европы работают по МСФО. В России, где различие российских и международных принципов учета и отчетности принципиально, 120 российских банков составляют отчетность по МСФО, но главным образом для своих западных партнеров.
МСФО С это не только и не столько отчетность, это система управления бизнесом. Этот процесс связан с общим переосмыслением организационных, поведенческих и процедурных аспектов деятельности банков. Скорейшее внедрение международных стандартов в управленческие процессы банков С одна из основных задач перехода на МСФО. Не секрет, что до сих пор МСФО остается своего рода филькиной грамотой для большинства российских менеджеров. Путаница, связанная с "растроением" отчетности С российской, уже публикуемых МСФО и российской отчетности, трансформированной в МСФО, ясности не добавляет. Важно упомянуть и увеличение расходов на ведение параллельных форм учета и отчетности в данный переходный период.
Лишь при условии, что процесс перехода на МСФО, а также связанное с ним осуществление пруденциального надзора будут проводиться последовательно и принципиально, можно ожидать заметного улучшения ситуации в российском банковском секторе, а именно снижения кредитных рисков и укрепления финансовой устойчивости. Представляется, что от скрещивания двух систем С международных и российских принципов учета и отчетности, по крайней мере на первоначальном этапе, получится некий "средний" стандарт, что серьезно снижает ценность всего процесса перехода на МСФО. Скорее всего, текущий процесс перехода на МСФО станет лишь первым этапом по унификации принципов учета и отчетности российской банковской системы, и оценка его успехов С вопрос будущего.
Автор - банковский аналитик по России парижского офиса Standard & Poor's
Екатерина Трофимова
Статья получена: Клерк.Ру