Сергей Жуков,
директор Faktura.ru
Опубликовано:Журнал "Банковское дело в Москве" N 9 2002
Большинство современных коммерческих банков в числе своих стратегическихљ задач называют универсализацию услуг и расширение клиентской базы. Динамичность рынка и усиление конкуренции ставят банки перед необходимостью диверсификации бизнеса, поиска новых ниш и постоянной работы в направлении расширения спектра предоставляемых услуг.
В связи с этим для многих банков развитие электронных банковских услуг стало не просто новым дополнительным банковским сервисом, а стратегическим направлением деятельности. По мнению экспертов, переход к электронному способу ведения бизнеса - одна из самых значительных тенденций в современном банковском деле.љ
За последние четыре года оборот бизнеса в Интернете увеличился более чем в двадцать раз.
Если же рассматривать темпы роста отдельных сегментов, например сектора В2В, то здесь оборот вырос более чем в сто раз. Ни одна другая отрасль мировой экономики не может похвастаться такими темпами.
Перспективы корпоративного рынка электронной торговли оцениваются экспертами по-разному, но в целом - оптимистично. Так, по оценкам компании The Boston Consulting Group, обЪем электронных сделок в этом сегменте к 2004 году достигнет 22,3 миллиарда евро, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. Оценка компании IMA Group более консервативна - 2 миллиарда долларов в 2004 году. Сопоставимые оценки дают и аналитики российской компании .
В настоящее время обЪемы реальных сделок в секторе B2B российского рынка невелики, но положительная тенденция его развития - налицо. Только в 2001 - 2002 годах произошло более чем двукратное увеличение числа корпоративных торговых площадок. А поскольку электронные банковские услуги являются неотЪемлимой частью электронного бизнеса, то и интерес со стороны клиентов к различным формам электронного банковского обслуживания (информационное обслуживание, электронные платежи и расчеты, депозитно-ссудные, валютные и фондовые операции, совершаемые электронным способом) неуклонно растет. По мере же создания необходимой инфраструктуры и оформления нормативной базы интернет-торговли и расчетов в Сети этот процесс будет только набирать обороты.
В сложившихся условиях для банка чрезвычайно важно уже сегодня предоставлять своим клиентам перспективные электронные сервисы, занимая тем самым ключевые позиции в инфраструктуре их электронного бизнеса.љ
Понимая это, многие банки, тем не менее, не спешат даже с внедрением такой популярной банковской услуги, как интернет-банкинг. Причина подобной неспешности - необходимость серьезных затрат банка, обусловленных повышенными требованиями безопасности, надежности, защищенности и быстродействия, предЪявляемыми к системам интернет-банкинга. Внедрение в банке системы интернет-банкинга с самым стандартным функционалом обязательно повлечет за собой увеличение затрат на поддержку и администрирование программно-аппаратного комплекса банка.
Не менее серьезной причиной отношенияљ к электронным финансовым услугам является осознание того факта, что не может быть построена каким-либо одним, даже самым крупным банком с развитой региональной сетью. Контрагенты по сделке, как правило, обслуживаются в различных банках и поэтому для ведения электронного бизнеса им необходимы единые , единые стандарты безопасности, единые механизмы гарантии сделок, единые форматы документов.
В сентябре 2001 года система Faktura.ru выступила инициатором построения инфраструктуры электронного бизнеса в России на базе единой технологической платформы. Faktura.ru функционирует на рынке третий год и представляет собойљљ высокопроизводительный, защищенный межбанковский процессинговый центр электронных документов, предоставляющий комплекс финансовых и информационных услуг в области электронной коммерции. Доступ предприятий к сервисамљ Faktura.ru осуществляется только через Расчетные банки.љ
Статус Расчетного банка Faktura.ru позволяет банкам выдавать цифровые сертификаты и подтверждать электронно-цифровые подписи своих клиентов, что является необходимым условием использования всех сервисов системы и отвечает требованиям законодательства РФ.љ
Согласно Федеральному Закону , вступившему в силу 10 января 2002 года, построение юридически правомерной системы электронного документооборота невозможно без использования электронных цифровых сертификатов. Цифровой сертификат - это электронное удостоверение клиента, подтверждающее, что соответствующее юридическое лицо зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, имеет юридический адрес и счет в банке.
Процедура получения цифрового сертификата предусматривает предоставление
документов, аналогичных тем, которые требуются при открытии банковского счета.
Для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов
(устав, учредительный договор), так же нотариально заверенные копии свидетельства
о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе и карточка с образцами подписей уполномоченных должностных лиц и оттисками
печатей. Для физических лиц - удостоверение личности, как правило, паспорт.
Выдавая цифровой сертификат, банк удостоверяет, что клиент прошел проверку в
соответствии с действующими нормативными актами. Использование цифрового сертификата
при передаче электронных документов клиента через Интернет гарантирует контрагентам
клиента, что:
- документ заверен клиентом;
- документ не претерпел изменений с момента его отправки клиентом;
- любая возникшая конфликтная ситуация будет разрешена третейским судом или рассмотрена в суде.
Фактически, получение предприятием электронного цифрового сертификата открывает ему путь в электронный бизнес, а банк, выдавая сертификат, становится важнейшим системообразующим элементом электронного бизнеса своих клиентов.
Это значит, что банки, подключившиеся к процессинговому центру, получают возможность предоставлять своим клиентам такие сервисы, как интернет-банкинг, организация защищенного внутрикорпоративного электронного документооборота,љ выставление и получение электронных счетов, агрегирование финансовой информации, создание корпоративных торговых площадок, web-представительств и многое другое .
По сути, подключение банка к процессинговому центру Faktura - это возможность расширения спектра своих сервисов и получения безрискового комиссионного дохода, без значительных инвестиций в приобретение программного обеспечения и создание систем безопасности.
Технологически подключение кредитной организации к процессинговому
центру осуществляется путем установки в банке программного обеспечения и проведения интеграции этого модуля с АБС банка. Необходимое программное
обеспечение предоставляется бесплатно. В настоящее время модули сопряжения созданы
для систем всех основных поставщиков банковских систем на российском рынке в
том числе , R-Style, ,
На 1 сентября нынешнего года инфраструктуру процессингового центра Faktura.ruљ использует для предоставления электронных сервисов своим клиентам 81 банк из 33 регионов Российской Федерации.
Статья получена: Клерк.Ру