Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Ипотека » Российские банки готовы развивать кредитование малого бизнеса

 

Российские банки готовы развивать кредитование малого бизнеса

 

 

Российские банки готовы развивать кредитование малого бизнеса. Основной проблемой в этом деле оказываются предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и целесообразности привлечения кредитного финансирования.

Банки все чаще обращают свои взоры на кредитование малого бизнеса. Потенциальная емкость рынка огромна: по оценкам участников, она составляет порядка 30 млрд долларов, из которых, как показало исследование «Эксперт РА», в настоящее время освоено чуть меньше 10 млрд. Однако и проблемы входа в этот сегмент куда сложнее, чем, например, в потребительском кредитовании — низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малым предприятиям.

загрузка...

 

 

«Затраты на работу с малыми предприятиями не могут быть такими же, как на работу с заемщиками из корпоративного сектора, — делится наблюдениями Алексей Кирьяков, вице-президент и начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24. — Окупаемость вложений в такие проекты, как малый бизнес, не быстрая. Нужно быть достаточно серьезным игроком, чтобы этот бизнес был эффективным».

Тем не менее рынок растет очень быстро: за прошедший год портфель банковских кредитов, выданных малому бизнесу, увеличился почти вдвое, превзойдя самые смелые ожидания. Основным же сдерживающим фактором выступают даже не ресурсы и технологии, а предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и выгодности привлечения кредитного финансирования.
Между ангелом и бесом

Все кредитные организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса, условно можно разделить на две группы: крупные федеральные банки и небольшие локальные игроки. Каждая из групп по-своему решает проблемы, связанные с развитием кредитования малого бизнеса.

Сильные стороны федеральных банков очевидны. Во-первых, они имеют доступ к дешевым ресурсам, а поэтому могут предлагать более удобные ценовые решения для малых предпринимателей. Вкупе с масштабными инвестициями в технологии оценки заемщиков и отработанными процедурами принятия решений по выдаче кредита это является ощутимым преимуществом с точки зрения операционных издержек. А более низкие затраты — немаловажная составляющая успеха.

В итоге, лишь недавно выйдя на рынок, федералы, по нашим оценкам, уже успели нарастить свою долю до 70%. Решающую роль сыграли отработанные технологии кредитования и агрессивный маркетинг. «Наши конкурентные преимущества — это доступные финансовые ресурсы в практически неограниченном количестве, огромная региональная сеть и знание особенностей технологии работы с малым бизнесом», — отмечает Винченцо Трани, директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-банка.

Вместе с тем небольшие региональные банки пока сохраняют за собой значительную часть клиентуры (порядка трети рынка на местах) благодаря своим специфическим преимуществам: они, как правило, «ближе к клиенту» и способны в нужный момент быть чуть более гибкими, чем крупные банки. Местный банк обычно лучше осведомлен об особенностях ведения малого бизнеса в конкретном регионе, следовательно, во многих случаях может оценить риски выдачи кредита более точно, чем это бы сделал федеральный банк на основе общих финансовых моделей. Собственно, в этом отношении рынок можно считать защищенным не только от федералов, но и от иностранных игроков. «Подавляющее число иностранных банков пока не очень умеют работать с российским малым бизнесом, — констатирует Винченцо Трани. — Подходы к оценке кредитоспособности клиента, которые они используют, опираясь на анализ официальной отчетности, в России, к сожалению, не работают». Однако представляется, что по мере развития рынка особенности и специфические черты ведения малого бизнеса от региона к региону будут выравниваться, тем самым лишая местных игроков уникальных конкурентных преимуществ.

Пока же федеральные и местные банки вынуждены противостоять не друг другу, а внешним препятствиям, затрудняющим работу с малым бизнесом. «Рынок находится в такой стадии развития, когда конкуренция идет не между банками, — рассказывает Алексей Кирьяков из ВТБ24. — Банки конкурируют со стереотипами предпринимателей в отношении предлагаемого им кредитования. Поэтому сейчас активные рекламные акции для малого бизнеса на руку всему рынку, так как несут прежде всего информативную, просветительскую нагрузку». Конкурировать со стереотипами действительно сложнее, чем друг с другом. Именно поэтому так важно, чтобы к двум действующим на рынке силам присоединилась третья — государство. Ведь государственные кампании по популяризации банковских кредитных продуктов уже не раз доказывали свою эффективность, в том числе и в России.
Удачно забытый опыт

Кредитование малого бизнеса — продукт высокотехнологичный и при этом достаточно массовый. Эти характеристики, равно как и необходимость залога (в большинстве случаев), делают его похожим на ипотечное кредитование. Более того, по нашему мнению, и текущая ситуация в сегменте кредитования малого бизнеса имеет много общего с ситуацией в ипотечном кредитовании начала 2000−х. И основные проблемы здесь те же — необходимость создания мотивированного спроса на кредитные ресурсы, потребность банков в «удлинении» пассивов, а также несовершенства институциональной среды, препятствующие как нормальному функционированию малого бизнеса, так и развитию кредитования малых предпринимателей.

Первая проблема — неразвитый спрос — является, на наш взгляд, наиболее серьезной. С одной стороны, очевидно, что потребность в кредитных ресурсах у потенциальных заемщиков очень велика. Однако пока малые предприниматели зачастую предпочитают развиваться за счет собственных средств, не видя существенных выгод в привлечении кредита. Кроме того, многие просто не могут взять кредит, поскольку не удовлетворяют жестким требованиям банков. А требования не смягчаются из-за отсутствия существенной конкуренции между кредитными учреждениями.

С другой стороны, чтобы стимулировать конкуренцию, необходимо обеспечить банки ресурсами и технологиями для работы с малым бизнесом — и это вторая проблема развития кредитования малых предприятий. Решить эту задачу может двухуровневая система рефинансирования кредитов, подобная той, которая построена в ипотечном сегменте при помощи АИЖК. Сегодня уже существует сильная инициатива по созданию такой системы на базе Банка развития, образованного в результате слияния РосБР и ВЭБа: предполагается, что новый банк станет центральным звеном системы рефинансирования, которая будет также включать в себя сеть региональных банков развития и коммерческие банки, занимающиеся собственно выдачей кредитов. Таким образом, за счет обеспечения доступа к дешевым ресурсам система несколько выровняет ситуацию с двумя группами игроков, обеспечив необходимый уровень конкуренции в сегменте.

Наконец, третья важная проблема — необходимость совершенствования правовой базы. Здесь речь идет прежде всего об обеспечении нормального функционирования самих малых предприятий, вынужденных сегодня принимать на себя зачастую непосильные издержки бюрократических процедур.


Ирина Велиева Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Российские банки готовы развивать кредитование малого бизнеса":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Kia Magentis, Chevrolet Epica, Hyundai NF: Законы малого бизнеса

В тесте участвуют автомобили: Kia Magentis, Chevrolet Epica, Hyundai NF Посмотреть другие фото (10) Когда мы готовили этот тест, я вдруг вспомнил весьма любопытные законы малого бизнеса, сформулированные экономистом Андреем Орловым, на которые случайно наткнулся где-то в дебрях интернета. Интересно, будут ли они работать применительно к автомобилям?

» Корейские автомобили - 3819 - читать


Эксперты: Малый бизнес отдает банковские кредиты

РБК / В прошлом году объем рынка кредитования малого бизнеса в России увеличился более чем на 90% и составил около 300 млрд. рублей. Опрос ста российских банков, проведенный в прошлом году, показал, что около 50% их клиентов - малые предприятия. А вместе со средними эта доля превышает 80%.

» Банки и кредиты - 1712 - читать


Информационная поддержка международными организациями перехода на МСФО российских банков

М. А. Булатов, Издательская группа "БДЦ-пресс", к.э.н.

» Банки и кредиты - 3319 - читать


Крупнейшие российские банки раскрывают мало информации о себе, считает S&P

"Ведомости" / Евгения Ватаманюк Василий Кудинов Крупнейшие российские банки раскрывают информацию о себе хуже остальных компаний, не говоря о западных коллегах. К такому выводу пришли эксперты рейтингового агентства Standard & Poor's.

» Банки и кредиты - 2106 - читать


Малые банки;- финансовая основа малого бизнеса

Владимир КИЕВСКИЙ,первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Опубликовано: Журнал "Банковское дело в Москве" N10-2002 Уже сегодня на малый и средний бизнес приходится около 11% численности занятых в российской экономике. По данным МАП, его доля в строительстве;- 28%, в проектировании и инженерных изысканиях для строительства;- 31%, в полиграфии;- 26%.

» Банки и кредиты - 1972 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Ипотека » Российские банки готовы развивать кредитование малого бизнеса

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru