Неопознанный плавающий объект – вот то словосочетание, которое приходит на ум при виде этой жутковатой помеси. Кто-то просто провёл опыт по скрещиванию катера с самолётом, а теперь особь, возникшая в итоге этого союза, вырвалась на свободу. И кто же этот сумасшедший экспериментатор? Вы не поверите – Борман.
Одно из самых сильных впечатлений в жизни инженера Дэвида Бормана (David L.
Borman) – самолёты, разработанные по технологии несущих тел. Она была предложена в авиастроении ещё в двадцатых годах прошлого века. А в 1960-х экспериментами с ней занялось NASA; они-то и вдохновили Дэвида на создание чего-то похожего.
Особенность таких летательных аппаратов в том, что, напоминая по внешнему виду самолёты и летая так же, они, тем не менее, обходятся без крыльев. Крылья в этом случае не нужны: их функцию берёт на себя сам корпус. Его геометрия способна частично изменяться, создавая подъёмную силу и обеспечивая вокруг него необходимые изменения давления, которые заставляют совершать повороты.
X-24 Один из летательных аппаратов NASA, сооруженный в 1968 году по технологии несущего тела. Если вы не видите крыльев – не расстраивайтесь: всё в порядке и с вами, и с самолётом. Так надо. И, кстати, это неплохо летает (фото с сайта en.wikipedia.org). |
Впоследствии, однако, Борман предпочёл заниматься не всякими летательными штуками, а плавающими. С тех пор за три десятка лет он сконструировал немало интересных вещей. Среди них – самые разнообразные образцы судостроения: от несложных лодок до высококачественных гоночных парусных катамаранов.
"Морской фантом" на стадии сборки. Поначалу вместо мотора ему хотели приделать простой офисный вентилятор, который виден здесь на снимке. Но передумали – он, наверное, давал маловато "лошадей" (фото с сайта seaphantom.com). |
Sea Phantom – это сплошное воплощение всяких мечтаний и объединение всего, что только можно объединить, чтобы сконструировать идеальный образец морского транспорта. В итоге получилась просто безупречная вещь.
Глядя на Sea Phantom с этого ракурса, понимаешь, что источник вдохновения, конечно же, где-то в авиации (фото с сайта seaphantom.com). |
Стоп, что-то уж сильно мы взялись его нахваливать. Давайте, что ли, глянем в конце-то концов, что же мы хвалим, какие у "Призрака" технические характеристики, из чего он собран, чего там есть интересного из прибамбасов, и как они работают.
Слева показано крыло-лыжа, обеспечивающая подъём "Призрака" над водой. Справа – схематически изображён процесс её открытия (фото Ron Polli, иллюстрация с сайта seaphantom.com). |
Аппарат вмещает в себя до пяти человек (включая водителя). Хотя это и катер, внешне он не очень-то похож на таковой. Чёрный глянцевый окрас плюс обтекаемая форма с балансирами почему-то создаёт мрачноватое, хотя и восторженное чувство. Вообще, Sea Phantom частенько сравнивают с НЛО, погружённым в воду. В этом сравнении действительно что-то есть, но мы опять отвлеклись.
Борман и его "Призрак" (фото с сайта seaphantom.com). |
Из-за этого может показаться, что катер едва ли не летит над водой. Но, как ни удивительно, это не иллюзия: теперь о себе и вправду начинают заявлять аэродинамические закономерности.
Когда судно стоит на своих крыльях-лыжах, между его корпусом и водной поверхностью, разумеется, возникает пространство, в котором, само собой, находится воздух. Так как скорость велика, то он начинает оказывать существенное давление на днище катера. Из-за этого возникает подъёмная сила, которая поддерживает "Призрак" над водой. В общем, катер летит, как это ни странно. Отсюда и такая самолётоподобная форма.
"Морской фантом" на малой скорости. Ведёт себя практически как обычный катер (фото с сайта seaphantom.com). |
При этом мощность аппарата составляет 500 лошадиных сил, а максимальная скорость – 193 километра в час. Из-за этой величины сами представители компании-производителя сравнивают Sea Phantom с вертолётом. Что и отразилось в слогане, сопровождающем продукт: "Со скоростью вертолёта. По цене катера". Непонятно только причём тут вертолёт?..
А здесь "Призрак" набрал скорость и вовсю эксплуатирует возникающую подъёмную силу воздуха. На этих снимках кажется, что он идёт на взлёт. Увы, рождённый плавать вряд ли сможет полететь. Впрочем, это пока бабушка надвое сказала, ведь перед нами лишь прототип, и от полнофункциональной версии можно ожидать чего угодно (фото с сайта seaphantom.com). |
Пока что массовое производство "призрачного" катера не налажено, и это транспортное средство существует только в варианте прототипа. Полноценная версия значительно отличаться не должна, разве что обещает быть несколько крупнее. Ожидаемая цена полноформатного катера оценивается в $500 тысяч. Копите.
Рядом с таким сурово-гламурным катером классно смотрятся фотомодели аналогичного свойства (фото с сайта thecoolhunter.net). |
Вот такую штуку придумал Дэвид Борман. Сын двух пилотов, кстати.
Статья получена: Membrana.ru