К 2011 году четверть всего делового программного обеспечения будет сдаваться в аренду. Такой прогноз опубликовали вчера аналитики исследовательской компании Gartner. В России такая модель до сих пор не обрела популярность. Причина — засилье пиратского ПО и нерасторопность самих разработчиков.
Крупные вендоры делового ПО уже давно присматриваются к этой услуге.
В аренду свои приложения предоставляют IBM, Oracle и множество мелких разработчиков. |
Сегодня программное обеспечение как услуга (software as a service, SaaS) занимает всего 5% рынка делового софта. SaaS подразумевает, что компания не покупает ПО, а пользуется им, отчисляя регулярные платежи (арендует). Ранее такой способ использования ПО был более известен под аббревиатурой ASP (application service providing, услуги по аренде приложений).
Уже к 2011 году эта модель станет обычной бизнес-практикой, прогнозируют аналитики Gartner. По их подсчетам, по подписке к этому времени будет продаваться 25% всего делового ПО. «В период с 2000 по 2003 год SaaS доказало свою жизнеспособность», — констатирует Роберт Дезисто, вице-президент Gartner по исследованиям. Аренда приложений становится все более популярной услугой, говорят в Gartner. Все больше крупных предприятий используют такую модель, и темпы роста этого рынка увеличиваются. Распространение услуги аренды приложений зависит от типа ПО, отмечают аналитики. В 2005 году уже 8% CRM-систем (систем управления взаимоотношений с клиентами) распространялись именно по такой модели. Прогноз на текущий год — увеличение до 12%. «Тяжелые» программные продукты, например ERP-системы или системы управления цепочками поставок, менее охотно берут в аренду (всего 4%).
Крупные вендоры делового ПО уже давно присматриваются к этой услуге. В аренду свои приложения предоставляют IBM, Oracle и множество мелких разработчиков, зачастую имеющих в своем арсенале всего один-два программных продукта. В России одной из первых эту модель опробовала IBS. «В основном такая модель у нас используется в комплексе с услугой аутсорсинга корпоративной почты. Точечный спрос на аренду ПО есть. Но модель АSР по-прежнему непривычна. Причина — неготовность средних и небольших компаний платить за ПО на фоне доступности пиратского ПО, а у крупных компаний — желание «владеть» лицензией, а не арендовать. Развитию рынка мешает и отсутствие у большинства производителей ПО четкой политики и схем специального лицензирования провайдеров таких услуг. Причем ситуация свойственна именно российскому рынку в отличие от мирового. Согласно последнему отчету компании IDC, ожидается 100-процентный рост таких услуг и в России, говорит Юрий Самойлов, директор центра аутсорсинга Data Fort компании IBS.
Павел Егорихин, директор по маркетингу компании «Микротест», считает, что в России эта бизнес-модель еще не отработана и количество заказчиков таких услуг пока невелико: «Хотя выгоды очевидны — это экономия на инфраструктуре. Клиенту зачастую требуется лишь иметь хорошие каналы связи, нет необходимости ставить у себя дорогостоящее оборудование. Заказчик получает и ощутимую экономию на обслуживании этого ПО. Ну и самый существенный фактор — экономия первоначальных вложений».
«Популярность предоставления услуг машинного перевода по модели SaaS уже сейчас достаточно велика. Около 70 тыс. человек в сутки пользуются платными сервисами перевода, которые реализованы на основе нашего сайта (перевод SMS, сообщений в службах знакомств и т. п.). По нашей оценке, к 2011 году не менее 40% ПО для машинного перевода будет предоставляться именно в качестве сервиса», — приводит один из контрпримеров Александр Андреев, директор по маркетингу компании «Промт».