Если в США «Лукойл» активно перекрашивает в свои цвета принадлежащие ему автозаправки, ранее работавшие под брендами Мobil, Teхaco и других американских компаний, то в России он поступает ровно наоборот. Компания объявила, что будет продвигать в Петербурге бренд своей финской «дочки» Teboil. Эксперты полагают, что такой маркетинговый ход может способствовать успешной конкуренции с присутствующими на этом рынке западными компаниями Shell и Neste.
ОАО «Лукойл» — крупнейшая нефтяная компания России. В 2005 г.
добыла 90,1 млн т нефти и переработала 47,4 млн т. Выручка «Лукойла» за 2005 г. по US GAAP — $56,2 млрд, чистая прибыль — $6,4 млрд. На конец прошлого года компания контролировала 5830 автозаправок, в том числе 1694 — в России, 2171 — в Европе и странах ближнего зарубежья и 1965 — в США. В Петербурге «Лукойлу» принадлежит семь заправок. Топ-менеджеры компании контролируют 20,6% его акций, американской ConocoPhillips — 18%, у российских физлиц — 3,9%, остальные бумаги обращаются на биржах. Тeboil приобретена «Лукойлом» в 2005 г. Это вторая по величине нефтяная компания в Финляндии после Neste. Ей принадлежат 289 АЗС и 132 дизельные точки (отдельно стоящие наземные емкости и колонки для продажи топлива). Ее доля на розничном рынке страны составляет около 25% по дизтопливу и 15% — по бензину. Кроме того, компания выпускает широкую гамму технических масел. |
Вице-президент “Лукойла” Вадим Воробьев в интервью консультационной компании “Инфотэк-Консалт” рассказал, что в следующем году компания намерена вывести на розничный рынок моторного топлива в Петербурге и Ленинградской области свой второй бренд — Тeboil. Источник в “Лукойл — Северо-Западнефтепродукте” пояснил “Ведомостям”, что официального одобрения из головного офиса “Лукойла” эта инициатива пока не получила. Он уточняет, что конкретного проекта развития сети Тeboil еще не существует, поэтому говорить о ее предполагаемых размерах собеседник “Ведомостей” не стал. “Нам кажется это перспективным, поскольку в городе много финских туристов, а на трассе в Хельсинки очень большой грузопоток, — говорит собеседник "Ведомостей". — В Финляндии же марка Тeboil хорошо известна, будет она пользоваться успехом и здесь”. Он также отметил, что эти заправки помогут маркетингу масел Тeboil в регионе. А представитель “Лукойла” добавляет, что некоторые из приобретенных компанией участков в Петербурге находятся в непосредственной близости друг от друга, что и обусловило необходимость введения второго бренда.
Тeboil будет третьим иностранным брендом на топливном рынке Петербурга. Сейчас здесь уже действуют 31 заправочный комплекс Neste и 14 — Shell. “Если "Лукойлу" удастся убедить потребителей, что Teboil не русская компания, то эти заправки будут востребованы”, — считает технический директор “Несте Санкт-Петербург” Вячеслав Савельев. Он добавляет, что Teboil может быть востребован перевозчиками — корпоративными клиентами финской компании, если эти АЗС будут построены около оживленных автотрасс.
Использование одной компанией двух брендов на АЗС не новость для Петербурга. В конце прошлого года ТНК-ВР приобрела на аукционе 15 участков под строительство заправок. Тогда вице-президент компании по маркетингу Александр Каплан заявил, что она будет развивать в Петербурге сразу две сети — ТНК и ВР, в зависимости от местоположения заправки. Два бренда имеет и сеть местного оператора “Фаэтон” — более дешевые заправки функционируют под этой маркой, а два года назад компания начала строить АЗС премиум-класса под маркой Aero.
“Российский потребитель, как ранее и советский, традиционно доверяет западным брендам, рассчитывая получить более качественный по сравнению с отечественным продукт”, — рассуждает аналитик инвесткомпании “Брокеркредитсервис” Максим Шеин. Поэтому, полагает он, маркетинговый ход с внедрением марки Teboil в Петербурге может усилить позиции “Лукойла” в конкуренции с Shell и Neste.
УЧАСТКИ УЖЕ ЕСТЬ
В минувшую пятницу “Лукойл” приобрел на аукционе, организованном властями Санкт-Петербурга, право аренды 30 земельных участков под строительство АЗС, сообщил “Интерфакс”. Стоимость сделки составит 401,7 млн руб. при стартовой цене 397,7 млн руб. Участки выставлялись на торги единым лотом. Как сообщил гендиректор ООО “Лукойл — Северо-Западнефтепродукт” Владимир Калуженов, с учетом сделки сеть “Лукойла” в Санкт-Петербурге будет включать 110—115 АЗС. А вице-президент “Лукойла” Вадим Воробьев в интервью “Инфотэк-Консалт” сообщил, что его компания планирует до 2014 г. увеличить количество собственных АЗС в России с 1500 до 2500.