Комитет Госдумы по экономической политике обнародовал полный список мер, планируемых к принятию на алкогольном и смежных рынках в ближайшем будущем. Список предложений предусматривает установление госмонополии на производство, оборот и торговлю спиртосодержащей продукцией, установление минимальной цены на водку, подключение аптек и фармзаводов к ЕГАИС и ряд других мер.
На весеннюю сессию депутаты запланировали введение с 2008 года госмонополии на оборот спирта, перенос акциза на производство всех видов спиртов, а также ужесточение лицензионных требований и укрупнение розничной сети. |
Вчера в Госдуме состоялось совещание по выработке согласованных предложений о необходимых мерах на алкогольном рынке. Итогом стал перечень, подготовленный комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Он включает три части: в первой перечисляются первоочередные меры, которые Госдума планирует рассмотреть до конца текущего года, во второй — предложения, которые планируется принять в весеннюю сессию 2007 года, а третья, озаглавленная «Перечень иных возможных мер на алкогольном рынке», выносится на обсуждение.
Среди предложенных к реализации до конца этого года: обложение акцизным сбором спиртов всех видов и спиртосодержащей продукции медицинского назначения, парфюмерно-косметической и бытовой химии, распространение на производство и оборот спиртосодержащей продукции медицинского назначения мер государственного декларирования и учета, установление минимальных оптовых и розничных цен на водку. Также предлагается передать функции контроля за оборотом спирта единому уполномоченному федеральному органу власти. Помимо этого, депутаты предлагают также существенно ужесточить наказание за незаконный оборот алкоголя: перевести некоторые нарушения из КоАП под действие УК, а также снизить порог суммы незаконно полученного дохода для применения статей УК с сегодняшних 250 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
На весеннюю сессию депутаты запланировали введение с 2008 года госмонополии на оборот спирта, перенос акциза на производство всех видов спиртов, а также- в рамках поэтапного движения к государственной монополии на розничную продажу алкоголя — ужесточение лицензионных требований и укрупнение розничной сети. Помимо этого, предлагается предоставить правительству полномочия устанавливать для розницы общие требования к порядку и форме декларирования розничной продажи алкогольной продукции.
В число мер, предлагаемых к обсуждению на будущее, депутаты включили введение механизма обеспечения полной уплаты акциза путем предоплаты или банковской гарантии, установление вмененного налога на производственные мощности, дальнейшее ограничение рекламы пива на телевидении, замораживание на ближайшие годы ставки акциза на натуральные вина и введение госмонополии на производства этилового спирта.
Участники рынка затруднились однозначно оценить адекватность предложений комитета. «Какие-то из них, вроде предоплаты акциза и контроля розницы, безусловно, назрели давно и требуют скорейшего осуществления, другие, вроде введения монополии на торговлю алкоголем, кажутся невыполнимыми»,- полагает вице-президент по маркетингу ГК «Русский алкоголь» Вадим Касьянов. Наименее подготовленными к возможному повороту событий оказались, как и в ситуации с ЕГАИС, парфюмеры, к которым могут добавиться фармацевты. По словам исполнительного директора Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимира Салева, статья 181 Налогового кодекса предоставляет определенные льготы парфюмерно-косметической продукции: емкости до 100 мл с содержанием спирта до 80% не облагаются акцизом, так как не могут быть использованы в качестве суррогата алкоголя. «Эти меры нанесут ощутимый урон»,- говорит Салев. Объем российского парфюмерно-косметического рынка составляет $7 млрд, из которых $3 млрд приходится на спиртосодержащую продукцию.
С тем, что предлагаемые меры в случае их принятия нанесут серьезный удар по смежным отраслям, соглашается и аналитик ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов: «Декларирование смогут позволить себе только крупные аптеки и сети. По моему мнению, для лекарственных средств эта мера недопустима». По его оценке, объем спиртосодержащей продукции на фармацевтическом рынке составляет менее 7%.
Представителям розничного рынка не вполне понятна идея предоставления правительству полномочий устанавливать общие требованияк порядку декларирования розничной продажи алкоголя. «Такая формулировка означает введение механизма, который позволил бы контролировать результат реализации алкоголя. Это будет второй контроль, помимо налогового»,- предполагает владелец и президент сети «Дикси» Олег Леонов. С ним соглашается гендиректор сети «Патэрсон» Юрий Яковчик: «Сейчас нет никакого специального контроля за продажей алкоголя, но его могут ввести. Скорее всего, получится некий дополнительный инструмент давления: из мелкой розницы алкоголь уйдет в крупную, контроль над которой будут усиливать».