Из стандартной формы отправляемого резюме уже пора вычеркнуть графу «Хобби». То, что там написано, как правило, никак не влияет на решение потенциальных работодателей. Напротив, серьезные успехи на непрофессиональном поприще скорее их отпугивают.
Наличие у Алеся Мухина «Хрустальной совы», полученной в телевизионном клубе «Что? Где?
Когда?" никак не повлияло на решение о приеме его на работу. |
Звезда телевизионного клуба «Что? Где? Когда?", обладатель главного приза этой игры «Хрустальная сова», Алесь Мухин в 2005 г. стал директором белорусского филиала компании «Евросеть». «На помощь „совы“, честно говоря, я особенно не рассчитывал, — рассказывает Мухин, — и устраиваться на работу пошел по объявлению в газете. В конце последнего, шестого, собеседования, которое проходило непосредственно с главой компании Евгением Чичваркиным, тот пробежался по графе „Хобби“ моего резюме, где я «скромно» указал все свои титулы. Только тогда он заметил, что «где-то слышал имя и фамилию». ", — рассказывает Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть». — Мы торговая компания, которой важны профессиональные качества сотрудников, их желание работать, а не их регалии. Когда-то давно в IT-департаменте «Евросети» работал чемпион то ли России, то ли мира по рендзю (разновидность игры в крестики-нолики. — «Ведомости»). Невзирая на титул, его уволили за воровство». По словам Чичваркина, наличие каких-либо достижений в непрофессиональных занятиях на карьерный рост сотрудника в его компании никак не влияет.
«В 2005 г., когда я в составе своей команды стал чемпионом мира по «Что? Где? Когда?", — рассказывает другой игрок телеклуба «Что? Где? Когда?" — Михаил Левандовский, директор по развитию бизнеса «Центральной дистрибьюторской компании» (крупнейший в России дистрибутор продукции Procter & Gamble), — руководство компании Golden Telecom, в которой я тогда работал в должности руководителя одного из направлений, естественно, меня поздравило. Но на мой карьерный рост титул непосредственно не повлиял. Все же на продвижение любого сотрудника влияют его профессиональные достижения, а не хобби. В свое подразделение я принял нескольких сотрудников, с которыми знаком по «Что? Где? Когда?". Среди них есть те, у кого громких титулов нет, однако это не повлияло на решение об их приеме на работу. При этом я вряд ли бы принял на работу человека, даже чемпиона, который из-за своего хобби не сможет концентрироваться на работе».
С Левандовским согласен и Григорий Добрыднев, руководитель департамента по подбору персонала рекрутинговой компании «Евро-Консалт». Наличие у кандидата хобби и достижения в нем сегодня незначительно влияют на его шанс получить работу. Скорее наоборот. «Для соискателя вакансии достижения, описанные в резюме в графе «Хобби», могут сослужить плохую службу, если работодатель сочтет, что хобби кандидата будет мешать тому работать, — рассказывает Добрыднев. — Привести работодателя к такому мнению могут именно «регалии» потенциального сотрудника, которые подтвердят, что своему хобби кандидат уделяет значительное время, что, возможно, нанесет вред работе».
Что касается карьерного роста, то чрезмерное увлечение в областях, не связанных с профессией, даже может заставить работодателя принять крайние меры. В практике Добрыднева был случай, когда опытный и перспективный сотрудник одной из компаний серьезно увлекся настольным теннисом. Победы на чемпионатах не прошли бесследно для его работы, и сотрудник был уволен. С другой стороны, если спортивные достижения сотрудника не мешают его работе, то руководство приветствует их и даже гордится ими. Например, это случилось с Игорем Мининым, который несколько лет назад работал в санкт-петербургской компании, которая занималась сделками с недвижимостью. «Когда я стал мастером спорта и чемпионом России по керлингу, то это достижение руководство компании приветствовало. И даже хвасталось перед конкурентами, что у них работает такой сотрудник», — рассказал Минин. Иногда компании целенаправленно ищут работников с определенным хобби, достижения в котором только повысят шансы соискателя вакансии. «Одна из крупных торговых сетей по продаже спортивного оборудования при выборе продавцов руководствовалась не в последнюю очередь видом спорта, которым те увлекались, — рассказывает Анастасия Свешникова, рекрутер кадрового агентства «Анкор». — В этом случае достижения, например звание мастера спорта, влияли на шансы кандидатов». Хотя это скорее исключение из правил, поскольку увлечение сотрудника являлось «продолжением» его профессиональных качеств и определяло его уровень знаний спортивной экипировки.