Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Что такое франчайзинг?

 

Что такое франчайзинг?

 

 

Договоры франчайзинга (франшизы), именуемые в российском законодательстве договорами коммерческой концессии , получили во всем мире широкое распространение, главным образом, в сфере мелкого и среднего бизнеса, приобщая последний к новейшим достижениям в технологии, маркетинге, менеджменте. В Гражданском Кодексе РФ этому виду договоров посвящена полностью глава 54 "Коммерческая концессия» (ст.1027-1040). Изложено все достаточно детально, в соответствии с мировой практикой и учетом российской специфики, в четкой и доступной неискушенным в юридических вопросах специалистам форме. ГК определяет основные правоотношения сторон по указанному договору, причем наряду с императивными нормами установлены широкие возможности для свободного волеизъявления сторон в рамках свободы договоров и соблюдения закона РФ по основополагающим моментам.

По договору коммерческой концессии одна сторона (Правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (Пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

загрузка...

 

 

В том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания, патент на изобретение и т.д. Очевидно, понимая неполноту этой формулировки реальному содержанию договора - нового для российского законодательства, законодатель в п.2 той же 1027 ст. ГК РФ поясняет суть и содержание договора коммерческой концессии, что договор предусматривает:

*** использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования;

*** с указанием или без указания территории использования;

*** применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

В соответствии с целями такого договора, очевидно, что сторонами в нем могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Относительно обязанностей сторон, установлены дополнительные вопросы, относящиеся к существу договора:

а) правообладатель обязан:

*** оказать техническое содействие,

*** выдать надлежащие лицензии,

*** контролировать качество товаров, услуг, работ пользователя.

б) Пользователь обязан:

*** использовать полученные по договору права должным образом,

*** обеспечить соответствие качества товаров, работ, услуг в соответствии с их качеством у правообладателя,

*** соблюдать указания и инструкции правообладателя в части использования исключительных прав и оформления,

*** оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые потребители могли бы рассчитывать, приобретая соответствующие товары (работы, услуги) непосредственно у правообладателя.

В мировой практике подобные договоры заключаются относительно конкурентоспособных объектов (товаров, работ, услуг), получивших признание на рынке у потребителей в связи с определенным качеством товаров (работ, услуг), ассоциирующихся у широкого потребителя с определенным фирменным наименованием, коммерческим обозначением, товарным знаком. Такие договоры заключаются в коммерческих интересах правообладателя и пользователя в целях расширения объемов и/или территории распространения усилиями пользователей соответствующих товаров (работ, услуг) в целях обеспечения потребительского спроса. При этом потребитель должен быть уверен, что в любом месте и у любого управомоченного лица он приобретет товар или получит услуги надлежащего качества. В связи с этим реальные договоры обычно предусматривают программу работ по обучению персонала пользователя, обеспечению фирменными материалами, художественному оформлению и обеспечению качества при обязательном контроле со стороны правообладателя. Условие, что сам правообладатель организовал собственное производство соответствующих товаров (работ, услуг), получивших широкое признание потребителя и известных потребителям под известными обозначениями (фирменными наименованиями, товарными знаками), является непременным изначальным условием такого рода договора, поскольку это известное обозначение гарантирует потребителю надлежащее качество.

Экспертами отмечается мировая тенденция, в силу которой в XXI в. до 50% товаров (работ, услуг), предоставляемых предприятиями малого и среднего бизнеса будет осуществляться в соответствии с договорами такого рода, что позволит им постоянно находиться на уровне современных требований технологии, менеджмента, маркетинга.

По нашему мнению, институт франчайзинга в России получил значительное распространение, и полагаем, что эффективное использование этого юридического института выгодно всем:

а) потребителям - предоставление новых товаров, работ, услуг при определенных гарантиях качеств;

б) правообладателям - предприятиям крупного и среднего бизнеса за счет расширения сферы своей деятельности, введения на рынок новых товаров (работ, услуг) и привлечения к их производству и распространению разветвленной сети самостоятельных предприятий среднего и малого бизнеса и гарантий последних по качеству;

в) пользователям - предприятиям среднего и малого бизнеса за счет получения гарантированной технологии и технической помощи, обеспечения современного менеджмента и маркетинга;

г) обществу и государству - за счет насыщения рынка качественными товарами (работами, услугами), создания новых рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса, увеличения прогнозируемых поступлений в виде налогов и платежей.

Обычно правообладатели имеют свои типовые фирменные проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы правообладателя и, в определенной мере, интересы потребителя (через защиту имиджа правообладателя). Вместе с тем российской, как и мировой практике известно, что в таких типовых проектах нередко ущемляются права и интересы пользователей или остаются вопросы двойного толкования. Рекомендуем во всех случаях заключения таких договоров (обычно многолетнего действия) обращаться за консультацией к профессиональному специалисту, который поможет надлежаще защитить права и гарантии по объекту коммерческой концессии, провести соответствующую государственную регистрацию договора, ибо без надлежащей регистрации такие договоры недействительны.

© 2004, ЗАО "Ай Пи Про"

kr@ipprolaw.com
www.ipprolaw.com


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Что такое франчайзинг?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Так какой же автомобиль все же лучший?

Во всем мире продолжается подведение всевозможных конкурсов в стиле «автомобиль года», Так, в США местный журнал «Consumer Report» объявил, что по его мнению, лучшей компанией на данный момент является Honda – автомобили этой марки завоевали 5 призов из 10 в номинациях: «лучший компактный седан», «средний седан», «микроавтобус», «средний внедорожник» и «самая экологически чистая машина». Еще два приза получила Toyota: за лучший компактный внедорожник (Toyota RAV4) и за «нови ...

» Японские автомобили - 2753 - читать


Так ли плох серый дилер?

Сегодня “серое” дилерство уже не представляет той опасности для “официалов” в смысле конкуренции, что была 2-3 года назад. Почти 90% рынка нынче “держат” представительства крупнейших инофирм, легально торгующих своими машинами на территории России. Статистика подтверждает, что за первые 9 месяцев этого года лишь 2700 машин было ввезено частными перегонщиками для дальнейшей продажи через “серые” салоны.

» Японские автомобили - 4741 - читать


Toyota Avensis: Такая добрая железная леди

В тесте участвуют автомобили: Toyota Avensis Приобретя с новым, более мощным двигателем некоторую решительность и жесткость нрава, "Авенсис" не растерял присущей ему комфортабельности. И о чем только думали российские продавцы «Тойоты», когда на «Авенсис-2,4» повесили ценник в $34 900?

» Японские автомобили - 2120 - читать


Toyota Corolla Verso: Такая нужна самому!

В тесте участвуют автомобили: Toyota Corolla Verso Посмотреть другие фото (4) Ах, елки-палки, не угадал! Соседний ряд уполз вперед к светофору, а мой все ни с места!

» Японские автомобили - 3415 - читать


Honda Civic: Такой большой умник

В тесте участвуют автомобили: Honda Civic Седан "Хонда-Сивик" седьмого поколения, возможно, самый умный автомобиль "гольф-класса". Если бы не задние фонари, заходящие на крышку багажника, нынешний "Сивик" сложно было бы отличить от его предшественника.

» Японские автомобили - 1974 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Что такое франчайзинг?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2025, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru