Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" с 1 июля 2002 года ввел более строгие по сравнению с Законом 1991 года правила приема в гражданство почти для всех категорий соискателей. Однако призванный навести порядок в миграционных потоках, он вместо совершенствования регламентации отношений в этой области породил массу трудностей у желающих стать гражданами России и вызвал обоснованное возмущение у правозащитников. В соответствии с установленным в июле 2002 года порядком получить гражданство для большинства категорий соискателей стало возможно, лишь проживая в России на основании вида на жительство в течение пяти лет. Сократилось количество категорий, для которых предусматривался бы упрощенный порядок.
Не предусмотрел Закон и такой способ получения гражданства, как регистрация (автоматическое признание).
В результате Закон «О гражданстве» 2002 года стал источником новых проблем. Самой масштабной из них стал вопрос натурализации граждан бывшего СССР, которые на сегодняшний день составляют большинство претендентов на российское гражданство. Такие лица, зарегистрированные по месту жительства в России, считали себя ее гражданами и пользовались всеми социальными и экономическими правами, присущими этому статусу. Они участвовали в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, служили в Российской армии, платили налоги. С июля 2002 года ситуация в корне изменилась, и лица, переехавшие на постоянное место жительство в Россию задолго до этого срока, лишились пенсионного обеспечения, бесплатного медицинского обслуживания и других социальных гарантий.
На такие дискриминирующие последствия введения нового Закона не могли не обратить внимания и депутаты Государственной Думы, в адрес которых в течение всего периода, прошедшего после вступления в силу Федерального закона «О гражданстве РФ», поступали многочисленные письма граждан и обращения должностных лиц, касающиеся указанной проблемы. С целью нейтрализации негативных результатов принятия Закона парламентариями было разработано и внесено в Государственную Думу порядка 10 законопроектов, предусматривающих поправки. Некоторые из них депутаты успели обсудить на пленарных заседаниях. А один из проектов, в числе авторов которого депутаты Е.П.Ищенко, С.И.Загидуллин, Н.Е.Арефьев, даже был принят в первом чтении. Кроме того, с целью разрешения проблемы депутаты дважды обращались к Президенту. Члены комиссии по правам человека при Президенте России во главе с Эллой Памфиловой также указывали на необходимость издания акта о репатриации бывших сограждан по СССР. Наконец в майском послании к Федеральному Собранию и глава государства признал необходимость внесения поправок в Закон.
По поручению Президента соответствующие изменения в Закон «О гражданстве» 23 сентября 2003 года были направлены в нижнюю палату парламента. Менее чем через месяц, на пленарном заседании 17 октября, документ был принят депутатами нижней палаты парламента сразу в трех чтениях, 29 октября его одобрил Совет Федерации, а уже 11 ноября Президент присвоил ему статус Закона.
Основная задача содержащихся в новом Законе поправок - изменить неудачные положения первоначальной редакции Закона «О гражданстве РФ» 2002 года, упростить порядок приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями лиц и прежде всего гражданами бывшего СССР, проживавшими и проживающими в государствах, входивших в состав СССР.
С этой целью, во-первых, значительно расширена статья 14 Закона, которая посвящена приему в гражданство в упрощенном порядке. Один из ее новых пунктов распространяет льготный порядок на бывших граждан СССР, зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года либо получивших разрешение на временное проживание в РФ. А таких в России, по разным оценкам, от одного до трех миллионов человек. Эта категория будет приниматься в гражданство без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 Закона «О гражданстве». То есть, таким претендентам на российское гражданство не нужно будет сдавать экзамен по русскому языку, доказывать легальность источников доходов, получать вид на жительство и ждать пять лет. Единственное ограничительное условие - изъявить о своем желании стать российскими гражданами они должны до 1 января 2006 года.
Еще более лояльная процедура приобретения гражданства установлена для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта. Для них вообще отменены все условия, кроме установленного пунктом «б» - соблюдение Конституции РФ.
Новая редакция статьи 14 переводит в льготную категорию граждан бывшего СССР, родившихся на территории РСФСР. С вступлением нового Закона в силу они будут приобретать гражданство не в общем порядке, как были вынуждены ранее, а без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 Закона. Также в упрощенном порядке будут приниматься лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет. Напомним, что в соответствии с первоначальной редакцией Закона «О гражданстве» это обстоятельство служило основанием лишь для сокращения до одного года необходимого срока проживания на территории РФ. Право на упрощенную процедуру оформления гражданства новый Закон предоставляет также нетрудоспособным лицам, имеющим совершеннолетних и дееспособных детей - граждан Российской Федерации.
В целях создания условий для притока в Российскую Федерацию квалифицированных специалистов упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается также и для лиц, окончивших после 1 июля 2002 года средние специальные или высшие учебные заведения в Российской Федерации и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР.
Еще одна новация – новый пункт 4 статьи 13, в соответствии с которым возможность приобретения российского гражданства в общем порядке, но без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство получат граждане государств, входивших в состав СССР, проходившие не менее трех, лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах. Введение этого пункта предполагает изменения в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и ряд других федеральных законов в целях создания законодательных основ поступления в Российской Федерации иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождения ими военной службы. Соответствующие предложения оформлены как Федеральный закон N141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который 11 ноября также был подписан Президентом.
Второе направление внесенных изменений – корректировка общего порядка приема в гражданство. И здесь самым значимым является совершенствование пункта «а» статьи 13 Закона, ставшего «камнем преткновения» для многих потенциальных россиян. Новый Закон решил данную проблему, дополнив этот пункт положением, в соответствии с которым срок проживания для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, будет исчисляться со дня регистрации по месту жительства. Таким образом, отпадает необходимость получать документ, подтверждающий право на постоянное проживание, а лица, проживающие в России более пяти лет, сразу получат право на оформление гражданства.
Кроме того, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации» затрагивает вопросы приобретения гражданства детьми и недееспособными лицами, уточняет перечень оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство, более детально прописывает нормы о принятии решений о гражданстве.
Поскольку изменений в действующий порядок приема в гражданство с нетерпением ждут многие, заметим: документом предусмотрено, что поправки вступят в силу через месяц после его официального опубликования. Учитывая, что первая официальная публикация Закона датирована 14 ноября, новый документ начнет действовать с 15 декабря 2003 года.
Шубина Татьяна,
АКДИ "Экономика и жизнь"
Статья получена: Клерк.Ру