28 октября 2003 года исполняющий обязанности мэра В.П. Шанцев подписал постановление правительства Москвы № 910-ПП, в соответствии с которым утвержден специальный комитет по делам о несостоятельности (банкротстве). Должников перед городским бюджетом в очередной раз берут под контроль.
Напомним, что идея создания некоего «всевидящего ока», следящего за организациями, которые имеют задолженность перед городским бюджетом, сама по себе не нова. Раньше распоряжением мэра Москвы от 21 сентября 1994 г.
№ 456-РМ уже был создан Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве). Положение о нем не раз менялось. Но, видимо, московское правительство решило, что одними изменениями ситуацию с возвратом задолженности при банкротстве не исправить. В итоге московские чиновники постановили утвердить новое положение об уже существующем комитете.
В действительности новое положение мало чем отличается от ранее действовавшего. Как и раньше, комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) является специализированным органом, в задачи которого входит работа по сокращению и погашению задолженности в городской бюджет, а также контроль процедур банкротства тех предприятий, в уставном капитале которых имеется доля Москвы. Кроме того, комитет будет проводить профилактические меры по предотвращению преднамеренных банкротств. Он будет участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области финансового оздоровления; участвовать в делах о банкротстве должников перед столичным бюджетом; выступать представителем конкурсных кредиторов при рассмотрении дел о банкротстве.
Кстати, для реализации своих задач сотрудники комитета вправе беспрепятственно посещать предприятия, в которых есть доля города.
Новое положение по сравнению со старым все же несколько ограничило круг контролирующих функций и прав чиновников. В частности, ограничено право комитета вмешиваться в структурные преобразования предприятий и организаций всех форм собственности, расположенных на территории Москвы. Теперь комитет может принимать участие в структурных преобразованиях только тех предприятий и организаций, в уставном капитале которых имеется доля города.
Также в функции комитета не входит принятие решений о необходимости проведения обязательной приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также о добровольной ликвидации предприятия-должника. Комитет лишен следующих прав:
- принятия решений о признании предприятия неплатежеспособным;
- осуществления контроля за использованием средств, направленных на поддержку предприятий-должников;
- предлагать арбитражному суду кандидатуры арбитражных и конкурсных управляющих;
- принимать решения о реорганизации и ликвидации государственных предприятий;
- принимать решения об освобождении руководителя предприятия-должника от занимаемой должности;
- принимать решения о продаже государственных предприятий.
А вот что думает первый заместитель председателя Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) Юрий Иванович Федоров: утверждение нового Положения о комитете по делам о несостоятельности (банкротстве) связано прежде всего с необходимостью приведения местного законодательства в соответствие с федеральным. Наиболее существенными стали структурные изменения. Ранее комитет одновременно исполнял функции тогда еще существовавшего Федерального управления по делам о несостоятельности и банкротстве (предшественника ныне действующей ФСФО). Теперь комитет действует только как структурное подразделение правительства Москвы.
Так чего же все-таки ждать от нововведения? По нашему мнению, каких-либо негативных последствий принятое постановление не вызовет. Наоборот, для предприятий, в чьем уставном капитале отсутствует доля города, одним контролером станет меньше (например, при их реструктуризации).
Однако комитет продолжит представлять интересы столицы по всем вопросам, связанным с банкротством предприятий, в уставном капитале которых есть доля города, а также принимать меры по ликвидации дебиторской задолженности бюджета города. Для этого комитетом ведется специальный учет всех финансово неустойчивых организаций и тех, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве.
Кроме того, комитет разрабатывает и воплощает в жизнь мероприятия по ликвидации задолженности городскому бюджету. А также решает вопросы о наличии возможностей организаций по восстановлению платежеспособности, о наличии признаков преднамеренного банкротства и о рыночной стоимости имущества акционерных обществ или их акций.
Редакции журнала будет интересно в конце года подвести итоги работы комитета за 2004 год. С этой целью просим вас, уважаемые читатели, присылать нам письма со своими оценками и мнениями о деятельности комитета.
Валерий ОСИПОВ, журнал «Московский бухгалтер»
Статья получена: Клерк.Ру