Любое средство массовой информации (далее по тексту СМИ), в частности печатное, может осуществлять свою деятельность только после его регистрации. Регистрация средств массовой информации осуществлялась органами Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2004 года №314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти», данное министерство упразднено и его функции возложены на Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года №649 «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору за соблюдением в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственная Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с передачей ей функций по регистрации средств массовой информации.
Основанием для регистрации СМИ является заявление его учредителя.
В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:
- сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;
- название средства массовой информации;
- язык (языки);
- адрес редакции;
- форма периодического распространения массовой информации;
- предполагаемая территория распространения продукции;
- примерная тематика и (или) специализация;
- предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
- источники финансирования;
- сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.
При этом к заявлению прикладывается документ, который удостоверяет уплату регистрационного сбора. Регистрационный сбор взимается в порядке и размерах, определяемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1992 года №216 «О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации».
Регистрирующим органом заявление рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления. Дата поступления заявления фиксируется в уведомлении о приеме заявления, которое выдается на руки заявителю, либо отправляется по почте.
О том, что СМИ зарегистрировано, подтверждается выдачей свидетельства о его регистрации. Оформление свидетельств о регистрации, распространяемых на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется на бланках строгой отчетности установленного образца. Кроме того, данные бланки должны иметь степень защищенности на уровне ценной бумаги. Порядок оформления и выдачи свидетельств о регистрации СМИ определен Приказом Минкультуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 августа 2004 года №41 «О форме и порядке выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации».
От регистрации СМИ освобождаются:
- органы законодательной, исполнительной или судебной власти. Условием их освобождения от регистрации является – издание официальных сообщений и материалов органов власти, учредивших эти СМИ, а также нормативных и иных актов;
- периодические печатные издания, выходящие в свет тиражом менее одной тысячи экземпляров (малотиражные периодические издания);
- радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
- аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более десяти экземпляров.
С 11 февраля 2002 года начал действовать Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон 128-ФЗ), согласно которому издательская деятельность не подлежит обязательному лицензированию. В связи с этим упрощается процедура открытия издательств, а также соответствующих структурных подразделений организаций. Ранее они могли осуществлять свою деятельность только после получения соответствующей лицензии.
Однако пунктом 2 статьи 1 Федерального закона 128-ФЗ установлено:
«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:
… использование результатов интеллектуальной деятельности…»
Поскольку издательская деятельность предполагает использование результатов интеллектуальной деятельности на основании договоров с авторами на использование прав на литературные, художественно-графические, научные и другие произведения, то данный вид деятельности может быть признан подлежащим лицензированию на основании отдельных нормативных документов, регламентирующих порядок и особенности лицензирования.
Статья получена: Клерк.Ру