Алена АНДРОПОВА
В сентябре правительство утвердило Правила регистрации страхователей в территориальных отделениях ФОМС (постановление от 15 сентября 2005 г. № 570). Чиновники уточнили некоторые спорные моменты, которые возникали у фирм, имеющих обособленные подразделения.
Самостоятельные люди
Частные нотариусы, адвокаты и те граждане, которые нанимают работников по трудовым и гражданским договорам, подают заявление на регистрацию в ФОМС сами. Эту «почетную» обязанность закрепила за ними статья 9.1 Закона от 28 июня 1991 г.
№ 1499-1 «О медицинском страховании граждан».
Самостоятельно встают на учет в ФОМС и компании, которые создают обособленные подразделения. Заявление о регистрации в ФОМС они должны подать не позднее 30 дней со дня создания подразделения.
Документы, которые нужно прикладывать к заявлению нотариусам и адвокатам, четко перечислены в статье 9.1 Закона № 1499-1. А вот для компаний с обособленными подразделениями такого перечня почему-то нет. Поэтому каждое территориальное отделение ФОМС требовало такие документы, которые считало нужным. В некоторых случаях их количество получалось достаточно большим.
Эту ситуацию бухгалтеры активно обсуждали на форуме сайта www.klerk.ru. «Кроме документов о самом подразделении, наш мед-страх требует еще и копии ИНН компании и подразделения и свидетельства об их государственной регистрации», – рассказывала бухгалтер Наталья. «А нас в дополнение к этому заставили принести доверенность на руководителя подразделения», – делилась Светлана из Подмосковья. «Не знаю зачем, но меня попросили принести в медстрах копию письма из статуправления о кодах статистики», – дополнил этот список Михаил из Воронежа.
Новые Правила решили эту проблему. В них чиновники подробно указали, что именно нужно отдавать в фонд вместе с заявлением. Для регистрации компании по месту ее обособленного подразделения понадобятся копии:
- учредительных документов самой компании, в которых есть сведения о создании подразделения или распоряжение (приказ) о его создании. Также нужна копия положения об обособленном подразделении;
- документов, которые подтверждают, что компания исправно платит налоги в медстрах;
- свидетельства о регистрации в качестве страхователя самой компании.
Все эти копии придется заверить у нотариуса.
Компания, которая решит ликвидировать подразделение или что-то изменить в его документах, направляет в ФОМС письменное уведомление вместе с подтверждающими документами (например, с копией решения о ликвидации подразделения). Сделать это нужно не позднее десяти дней с даты, когда эти сведения попадут в единый реестр.
Те, за кого «работают» налоговики
Компании и предпринимателей ФОМС регистрирует заочно. Сведения для такой регистрации подают налоговые инспекции, после того, как внесут сведения о компании или предпринимателе в единый госреестр (ст. 9.1 Закона № 1499-1, постановления Правительства от 17 мая 2002 г. № 319 и от 30 сентября 2004 г. № 506).
Но на практике это порядок работал плохо. «Нам в медстрахе сказали: лучше приходите сами, иначе не факт, что вас зарегистрируют», – рассказала Марина, бухгалтер из Перми.
«У нас еще не обкатана программа для обмена информацией с налоговиками», – отвечают на это одни работники фондов. «Автоматической регистрации нет, пока правительство не утвердит ее порядок», – объясняют другие.
Теперь правительство наконец-то утвердило Правила регистрации (постановление от 15 сентября 2005 г. № 570). Они остались теми же – ни компаниям, ни предпринимателям никуда ходить не нужно. Налоговики обязаны подавать в ФОМС сведения после регистрации компании. Так же как и после регистрации изменений в документах компании, реорганизации или ликвидации фирмы или предпринимателя.
Индивидуальный код
Перечисляя взносы в медстрах, страхователи указывают в платежных поручениях свой регистрационный номер (п.16 Правил, утв. постановлением Правительства от 15 сентября 2005 г. № 570). Чиновники уточнили, что этот номер не может быть повторно присвоен другой компании. Даже после того, как страхователя снимут с учета.
Статья получена: Клерк.Ру