Аборин Дмитрий Евгеньевич, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ
В организации произошла смена руководителя. О таких перестановках необходимо сообщать в налоговую инспекцию путем подачи заявления. Но кто должен его подписать? Недавно Президиум ВАС РФ выпустил два постановления1 по этому вопросу.
В одном из предыдущих номеров журнала данная проблема уже была рассмотрена2, поэтому сосредоточим свое внимание на решениях судей и аргументах, которыми они руководствовались при их вынесении.
ООО поменяло руководителя, вследствие чего в налоговую инспекцию было предоставлено заявление по форме Р14001 для изменения информации о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности3. Данную бумагу подписал новый руководитель.
Инспекция отказала в приеме заявления на том основании, что в базе данных ЕГРЮЛ отсутствуют сведения об указанном лице, и потребовала предоставить новое заявление за подписью прежнего руководителя. Организация обратилась в суд.
Решением суда первой инстанции действия инспекторов были признаны законными. Апелляционная инстанция поддержала точку зрения организации. А кассационная отменила решение суда предыдущей инстанции, разделив позицию первой4.Рассмотрев все материалы дела, Президиум ВАС РФ признал правомерной позицию апелляционной инстанции5.
Судьи отметили, что:
- направленное организацией заявление не может быть расценено как составленное ненадлежащим образом только по той причине, что оно не подписано прежним руководителем;
- возложение обязанности по повторному предоставлению заявления за подписью лица, с которым трудовые отношения прекращены, незаконно.
При этом судьи указали на следующее: в данном случае неправомерен вывод о том, что сведения ЕГРЮЛ достоверны до внесения в них соответствующих изменений, служащих основанием для удостоверения заявления лишь тем руководителем, информация о котором содержится в реестре. Организация приложила к заявлению протокол общего собрания участников общества, который свидетельствовал о снятии с должности руководителя прежнего лица и назначении другого. А с момента прекращения полномочий прежнего руководителя он уже не вправе действовать без доверенности от имени организации, в том числе подписывать заявление по форме Р14001.
Президиум также отклонил довод судов первой и кассационной инстанций о том, что уволенный руководитель не присутствовал на общем собрании и не подписывал протокол. По мнению судей, федеральное законодательство допускает, чтобы один из участников открывал собрание, когда оно им созывается6. Поэтому такое решение нельзя расценить как не имеющее юридической силы лишь на основании того, что собрание провели в отсутствие директора, а принятое на нем решение о смене руководителя оформили протоколом, подписанным председателем и секретарем собрания.
В связи с этим Президиум ВАС РФ признал законным подпись заявления о смене руководителя новым лицом. Добавим, что в этот же день Президиум рассмотрел аналогичное дело, в котором ФАС Московского округа счел позицию налоговой службы правомерной7. Однако на основании вышеизложенных причин Президиум ВАС отменил данное решение московских судей8.
1) Постановления Президиума ВАС РФ
от
14.02.2005 N 12049/05 и N 14310/05
2) «В курсе правового дела»N 16 (20), 2005
3) Приложение N 4 к Постановлению
Правительства РФ от 19.06.2002 N 439
«Об утверждении форм и требований к
оформлению документов, используемых
при государственной регистрации
юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей»
4) Постановление ФАС Западно-Сибирского
округа от 18.07.2005
по делу N Ф04-4610/2005 (12117-А46-40)
5) Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2005 N 12049/05
6) п. 4 ст. 37 Федерального закона от
08.02.1998 N 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью»
7) Постановление ФАС Московского округа от
14.02.2006
по делу N А40-9032/05-92-67
8) Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2005 N 14310/05