В России нашелся человек, готовый потратить $20 млн на компьютерную игру. Создавать эту игру будет компания Nival Online, основанная Сергеем Орловским, а финансировать проект — владельцы популярного портала Mail.ru. Конкуренты Nival Online предупреждают, что вернуть заработанное будет трудно, но Орловский верит, что через два года онлайн-игры в России станут бизнесом с оборотом в $500 млн в год.
$20 млн, по сути, разойдутся на гонорары разработчикам игры — программистам, дизайнерам, музыкантам, художникам, а также на Интернет, оборудование и т. д.
Затраты на рекламу игры в эту сумму не входят. |
Москвич Сергей Орловский основал в 1996 г. компанию Nival Interactive, разрабатывающую компьютерные игры. В начале 2005 г. продал ее контрольный пакет венчурному фонду Ener1 Group из Флориды примерно за $10 млн. По оценке ИК «Финам», в 2005 г. Nival Interactive заработала $5 млн, а за первые семь месяцев 2006 г. — больше $10 млн. На этой неделе Nival объявила о продаже своего подразделения онлайн-игр Nival Online (NO) частному инвестору.
Покупка компании NO, инвестиции в ее развитие и запуск первого проекта составят $20 млн. Об этом вчера объявила сама компания. Президент NO Сергей Орловский отказался назвать инвестора. Но два источника, знакомых с деталями сделки, дали понять, что речь идет о владельце крупного интернет-портала Mail.ru.
Директор по маркетингу Mail.ru Анна Артамонова отказывается говорить о владельцах портала. Однако два инвестбанкира на условиях анонимности рассказали «Ведомостям», что сейчас Mail.ru контролирует бывший топ-менеджер группы «Менатеп» и концерна «Нефтяной» Юрий Мильнер с партнерами. По сведениям одного из источников, принадлежащая Мильнеру и партнерам компания владеет 52% акций Mail.ru. Если верить сайту Mail.ru, Юрий Мильнер был председателем совета директоров компании в апреле 2003 г. Связаться с ним «Ведомостям» не удалось.
$20 млн, по сути, разойдутся на гонорары разработчикам игры — программистам, дизайнерам, музыкантам, художникам, а также на Интернет, оборудование и т. д. Затраты на рекламу игры в эту сумму не входят, говорит один из менеджеров проекта. Костяк NO составят сотрудники онлайн-подразделения Nival Interactive и ключевые специалисты, которые занимались в компании разработкой игры Heroes of Might and Magic V («Герои меча и магии, пятая часть») для французской Ubisoft Entertainment, одного из хитов лета 2006 г. Всего NO собирается нанять около 200 человек к 2008 г. Через два года должна выйти первая онлайн-игра, рассчитанная на большое число пользователей.
Орловский считает, что в ближайшие годы Россию ждет взрыв числа пользователей Интернета. «Все телекоммуникационные компании заинтересованы в контенте, ведь они сделали инвестиции в широкополосный Интернет, который нечем заполнять», — рассуждает он. По оценкам Орловского, в 2008 г. армия онлайн-игроков в России составит 4—7 млн, которые смогут тратить только на оплату времени в игре около $8 ежемесячно. Основатель Nival апеллирует к опыту США и Китая. Сейчас самым успешным мировым проектом является игра World of Warcraft, в которую, по данным компании-разработчика Blizzard, c 2004 г. играют 7 млн пользователей. Они ежемесячно платят за игру $13—15, т. е. компания только благодаря подписке получает $1 млрд в год. А в Китае многопользовательскими компьютерными играми увлекаются 35 млн человек, которые тратят по $3—4 в месяц, рассказывает Орловский.
Стоимость создания игры от NO беспрецедентна для российской индустрии развлечений, признает представитель «Финама» Владислав Кочетков. Он вспоминает, что самый дорогой в России концерт Мадонны стоил около $7 млн, а бюджет создания «Волкодава», самого дорогого отечественного фильма, — $14 млн. «Убыточных проектов с большим бюджетом в последнее время практически не было», — напоминает Кочетков.
Ранее участники российского рынка компьютерных игр признавались «Ведомостям», что у Nival сейчас самый богатый опыт. Продажи самого громкого проекта Nival, «Героев», во всем мире составили порядка 1 млн копий, в России цена диска с игрой составила 200 руб., а в США — около $47. По оценке одного из участников рынка, пожелавшего сохранить анонимность, разработка «Героев» стоила около $3 млн. Хотя обычно проект такого класса, по оценке Entertainment Software Association, обходится дороже $10 млн.
Однако другие участники рынка компьютерных игр считают, что Орловский — чрезмерный оптимист. Недавно в «России» многопользовательскую игру Everquest от Sony Online издала российская компания «Акелла», и ее вице-президент Владимир Кудр оценивает в 5 млн человек число тех, кто в 2008 г. будет иметь широкополосный доступ в Интернет. А сейчас их количество составляет 1,5 млн, считает он. «Но это не значит, что все захотят играть в компьютерные игры», — предупреждает Кудр. По оценке «Финама», в 2006 г. доход российской индустрии многопользовательских онлайн-игр составляет $85—90 млн, но темпы его роста превышают 100% за год. А исполнительный продюсер питерской Creat Studio Михаил Федоров предупреждает, что у российских программистов отрасли компьютерных игр все-таки меньше опыта, чем у крупнейших западных компаний, а потому связанные с масштабными проектами риски выше.