В последнее время в российском интернете стали появляться бизнес-блоги. Это не просто официозные корпоративные дневники пиарщиков различных компаний, а самые настоящие откровения действующих предпринимателей, которые рассказывают о тонкостях своего бизнеса. Интернет-журнал «Мой бизнес» выяснил, для чего ведущие бизнес-блогов «выносят сор из избы», открывая своим клиентам тайны создания продукта, подбора персонала и взаимоотношений с налоговой.
На вопросы «МБ» согласились ответить владелец книжного магазина в Сыктывкаре, директора дизайн-студий из Москвы и Ростова-на-Дону, а также руководитель столичной компании по производству аксессуаров для книг.
Об идее ведения дневника о своем бизнесе
Федор Овчинников, книжный магазин «Сила Ума», Сыктывкар
Идея была очень прагматичная и я не боюсь писать об этом прямо.
Я просто хотел раскрутить магазин. Но мои читатели, кажется, прощают мне эту «рекламность», потому что я с ними честен. По-моему, гораздо труднее обманывать, чем писать то, что есть на самом деле. Блоги, живые журналы — это последний островок искренности. Я включаю телевизор и вижу только фальшь. Я не верю им, они говорят очень убедительно, но так не думают. Я чувствовал, что эта идея сработает. Она действительно просто выстрелила в нашем городе, дала просто сумасшедший эффект. Блог стали регулярно читать люди, которые раньше в Интернете только почту проверяли. И мне это нравится. Нравится писать блог. Это очень упорядочивает мысли и приносит пользу бизнесу. Я очень благодарен моим читателям — многие идеи, советы, критика были мне очень полезны…
Денис Кулиш, дизайн-студия «Хороший дизайн», Ростов-на-Дону
Когда идея создать компанию приобрела более-менее конкретные очертания, возникло два основных вопроса: где взять денег и как привлечь максимум внимания к нашему проекту. В принципе, решение второго вопроса частично решало первый. Раскрутить никому не известную студию, не имея сколько-нибудь существенных средств, достаточно трудно. Даже на региональном уровне конкуренция очень большая.
В этот момент и появилась мысль сделать блог-шоу из процесса создания компании. Решиться было нелегко: будет ли это вообще кому-то интересно? На кон пришлось бы поставить собственную репутацию. В общем, я вынашивал эту идею дня два, а на третий решил посоветоваться с будущим менеджером компании... Он сказал, что идея — просто отличная, и нечего раздумывать. Дальше дело техники: завели блог и стали писать обо всем что происходит в студии.
Вадим Филиппов, дизайн-студия «Deda.ru Studio», Москва
Идея родилась во время первых встреч будущих учредителей дизайн-студии, в июне 2006 года. Меня как-то зацепила статья в "Компьютерре" о небывалом размахе блогосферы в рунете. Показалось, что это можно использовать. Также вспомнили о популярности реалити-шоу как такового… В дальнейшем, на мозговых штурмах, идея обрастала деталями, писался некий сценарий — возможные варианты завязки и развязки, расписывался функционал и т.д. Так что все придумали сообща.
Сергей Журавлев, компания «Free`m», производство аксессуаров для книг, Москва
Когда встает вопрос о блогах или любой другой деятельности в интернете, вспоминается следующая фраза (автора, к сожалению, не помню, видимо где-то затерялся в дебрях сети): «Интернет — это виртуальный мир, однако в этом мире живут реальные продавцы и реальные покупатели. При этом реальные продавцы периодически хотят что-то этим реальным покупателям продать, для чего они пытаются размещать в виртуальном интернете вполне реальную рекламу». Поэтому, решив создать официальный блог компании «Free`m», мы, прежде всего, оперировали понятиями продвижения товара, товарного знака и компании в целом.
О целях и надеждах при создании бизнес-блога
Денис Кулиш, «Хороший дизайн»Не буду лукавить — блог, в первую очередь, конечно, это метод продвижения... С другой стороны, выбранная нами форма абсолютно открыта и ненавязчива, поэтому назвать данную форму «методом» язык не поворачивается… В конце концов, это еще и живая история отдельно взятой региональной компании. Сборник полезных советов, каждый их которых на вес золота.
Вадим Филиппов, «Deda.ru Studio»
Расчет был, во-первых, на продвижение брэнда студии в сети. Конечно, это делают рекламные кампании и хорошие деньги. Но вот как раз деньгами мы не могли похвастаться. А идти на кредиты, спонсорство или партнерство нам показалось опасной затеей — если компания будет нерентабельна, то мы потом до конца жизни будем расплачиваться. Потому было решено придумать информационный повод уровня пресс-релиза, который заинтересует новостные порталы. Нам было нужно событие, интересное общественности. Во-вторых, цель любой компании — клиент. Что, если мы развернем перед потенциальным клиентом свою кухню? Покажем что и как мы делаем и за что именно мы берем с клиента деньги. И, в-третьих, нам хотелось и хочется делать студию в хорошем настроении и компания у нас довольно сумасшедшая, шумная и творческая.
Сергей Журавлев, «Free`m»
Для чего же, собственно, мы запустили официальный блог? Блог — это один из инструментов в арсенале продвижения, и мы считаем, что его роль и воздействие достаточно велики: Сообщения блога могут делать упор на информирование, убеждение, описание характеристик продукции, юмор, сравнение с конкурентами и т.д. — что позволяет представать перед потребителями, партнерами, прессой и другими заинтересованными лицами в роли «открытой» компании, в прямом смысле этого слова. И как показывает практика, чем честнее будет информирование через блог, тем больше доверия, расположения, уважения вызывает у общества компания и ее деятельность. Позитивное мнение относительно компании, как известно, не возникает само собой — над ним нужно работать. Блог позволяет информировать потребителей о новой продукции и ее характеристиках прежде, чем сформируется их мнение к данной продукции.
Общественное мнение — штука серьезная, и, как говорил Зигмунд Графф, «похоже на привидение в старинном замке: никто его не видел, но всех им пугают», с чем можно согласиться. Мы понимаем, что любая фирма как частица общества чувствует себя нормально в социальном окружении только тогда, когда она постоянно честно и своевременно информирует общественность о своей жизни, деятельности, продукции и т.д. А где это делать, как не в блоге компании?! Иными словами, главная задача всех усилий заключается в преодолении "барьера недоверия" к товару (к торговой марке) или к компании в целом и установлении атмосферы доверия, открытости и понимания.
Об итогах эксперимента
Федор Овчинников, «Сила Ума»Блог дал огромный эффект для реального бизнеса как с точки зрения раскрутки, так и с точки зрения создания эмоционального отношения к магазину. Это первый случай в нашем городе, когда реклама в интернете так сильно повлияла на оффлайновый бизнес.
Денис Кулиш, «Хороший дизайн»
Эффект превзошел ожидания, мы нашли помощь, советы, партнеров, клиентов и, самое главное, — устойчивый интерес к компании и сайту студии, который постоянно растет. Нам даже б/у технику предлагали и просто безвозмездную помощь.
Вадим Филиппов, «Deda.ru Studio»
Пока рано делать выводы — блог-шоу всего полтора месяца, но в целом картинка лично меня не радует. Хотелось большего. Хотелось размаха, но мы столкнулись с рядом проблем, которые пока еще не решили. Первое — весь задуманный функционал воплотить оказалось нереально, нужны были деньги на целый штат программистов. Второе — участники блог-шоу, то есть сотрудники студии — классные специалисты в своих областях, но ведение блога требует еще и некоего владение словом, а это могут не все. Потому ребята страдали-страдали и тихо отошли в сторонку… Третье — большинство моих постоянных клиентов просто не разрешили упоминать свои заказы в рамках блог-шоу. По разным причинам. И наши слова, что это для них же дополнительная реклама, пропали втуне. Плюс, не надо забывать, что мы никаких финансов упоминать в любом случае не можем. Что осталось? Вода и размышления. Сейчас блог-шоу тихо перерастает в простой корпоративный блог.
Сергей Журавлев, «Free`m»
Ожидания практически всегда оправдываются, если ставить перед собой реальные и достижимые задачи. Ну а если серьезно, то блог действительно оказался «полезным» для нашей компании, причем в различных направлениях. Приведу пример: мы разработали новый товар (это была оригинальная закладка для книг), но, как известно, вывод нового товара — это всегда большой риск и большие вложения. Продумав вопрос с продвижением и возможными рисками, мы выложили фотографии экспериментального образца в блог и, на свое удивление, получили большое количество замечаний, рекомендаций и предложений по улучшению данного товара, что позволило нам провести удаленное тестирование продукта и получить окончательную версию образца уже для производства. Таким образом, блог не только представляет собой инструмент рекламы, PR и т.д., но он может быть использован и в других областях бизнеса.
О планах развития бизнес-блогов
Федор Овчинников, «Сила Ума»Мы создадим новый формат книжного магазина, в котором интернет будет очень активно использоваться как средство коммуникации и создания сообщества читателей.
Денис Кулиш, «Хороший дизайн»
Планов и идей очень много, а вот свободного времени становится все меньше. Хочется доделать собственный сайт, возможно в будущем каждый пост будет иллюстрирован, появится подкаст... Точно будет много интересных тем, которые, надеюсь, окажутся полезными не только работникам интернет агентств и веб-студий.
Вадим Филиппов, «Deda.ru Studio»
На блог-шоу мы отвели 3 месяца — это показательный период. Если бы на нас рухнула оглушительная популярность, мы бы продолжали и продолжали. В свое время ребята из студии шутили, что потом будет "Блог-шоу 2", "Блог-шоу против Годзиллы"... А если серьезно, то планы у нас на будущее довольно прагматичные — регистрация юрлица. Надеюсь, сделаем это в течение марта. Далее — накопление финансов на аренду офиса. Если блог-шоу исчерпает себя, то придумаем что-то еще...
Сергей Журавлев, «Free`m»
Естественно, планируем развивать наш блог. Надеюсь, уже в скором будущем он будет переведен на наш домен и будет выполнен в стиле нового дизайна сайта. Ну а самое главное, мы надеемся, что блог будет продолжать радовать читателей и будет им интересен.
Статья получена: Клерк.Ру