Дисквалификация должностных лиц организации как разновидность административного наказания, предусмотренная КоАП РФ, существует в России уже на протяжении нескольких лет. Первые громкие показательные дела по дисквалификации номинальных должностных лиц были осуществлены налоговиками еще в 2005г. В связи с тем, что в дальнейшем данный вид наказания не получил массового применения на практике, он был необоснованно забыт предпринимателями. Однако, сейчас государство, в лице МВД РФ, вновь намеревается использовать дисквалификацию как эффективное средство борьбы с «фирмами-однодневками».
Ягудин Вадим Талгатович, специально для Клерк.РуДисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст.3.11 КоАП РФ).
Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судом на срок от шести месяцев до трех лет.
В настоящее время область применения дисквалификации ограничена следующими составами административных правонарушений: - нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ); - фиктивное банкротство или преднамеренное банкротство (статьи 14.12 КоАП РФ) и некоторые другие неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13 КоАП РФ); - и, наконец, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ).
В качестве средства борьбы с «фирмами-однодневками» государство, конечно же, планирует применять дисквалификацию по последнему основанию, связанному с представлением регистрирующему органу номинальными лицами заведомо ложных сведений об учредителях и должностных лицах организации, а также о месте нахождения организации.
В этих целях приказом МВД РФ от 22.11.2006 №957 с 1 апреля 2007 года всем начальникам управлений внутренних дел по субъектам РФ было поручено обеспечить формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, а также обеспечить предоставление информации из реестра заинтересованным лицам в установленном приказом порядке.
С указанного времени любой желающий за небольшую плату может запросить информацию о любом гражданине на предмет наличия или отсутствия в отношении этого лица вынесенного судебного акта о дисквалификации.
Представляется, что с 01.04.2007г. у компаний, сотрудничающих с контрагентами, руководители которых были дисквалифицированы и срок такой дисквалификации еще не истек, могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС (поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом), с подтверждением обоснованности расходов по налогу на прибыль, с необходимостью доказательства своей добросовестности (неиспользования механизмов незаконной налоговой экономии), особенно в случаях, когда все контрагенты налогоплательщика или их подавляющее большинство будут являться таковыми.
Кроме того, в данном случае не исключается вероятность признания сделок с такими контрагентами недействительными со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В этих случаях одним из основных аргументов налоговых органов и судов, скорее всего, будет довод о том, что налогоплательщик не проявил достаточную степень внимательности и осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, в связи с чем, риск неблагоприятных последствий должен нести этот налогоплательщик.
Поэтому, во избежание лишних проблем с налоговыми органами, сокращения риска финансовых потерь рекомендуется отказаться от сотрудничества с такими фирмами, особенно если цена сделки велика.
Необходимо отметить, что ведение реестра дисквалифицированных лиц и ранее осуществлялось налоговыми органами в соответствии с Приказом ФНС РФ от 12.12.2005 N САЭ-3-09/666@ в виде внутриведомственного справочника.
Более того, некоторые налоговые органы на своих официальных сайтах раскрывали информацию о дисквалифицированных лицах. Так, например, на сайте УФНС по г.Москва содержится список дисквалифицированных лиц, которые не могут быть учредителями и руководителями компаний, а также список компаний, в которых они числились в качестве таковых.
Однако, риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий только по основанию сотрудничества с компаниями, должностные лица которых были дисквалифицированы, до 01.04.2007г. представляется минимальным, поскольку до этого времени не был прописан механизм получения информации о дисквалифицированных лицах.
Дисквалификация должностного лица должна стать действенным средством борьбы с «фирмами-однодневками», поскольку продолжение дисквалифицированным лицом незаконной деятельности по регистрации новых компаний, юридически может расцениваться как злостное неисполнение судебного акта, влекущее привлечение к уголовной ответственности.
В настоящее время в прессе активно обсуждается вопрос о законности раскрытия информации о дисквалифицированных лицах и о возможных злоупотреблениях недобросовестными конкурентами, когда дисквалификация будет использоваться как способ удаления с рынка неугодного конкурента.
Что касается правомерности раскрытия информации, по мнению автора, законность раскрытия такой информации не вызывает сомнений, если при этом не разглашаются личные данные граждан: паспортные данные, адрес места жительства и т.п.
Что касается возможности злоупотреблений: учитывая, что мера административного наказания в виде дисквалификации должностных лиц может быть применена только судом, а также то, что перечень правонарушений, за совершение которых может быть назначен такой вид наказания, является закрытым, вероятность развития коррупции по формированию списков дисквалифицированных лиц является минимальной.
Вместе с тем, необходимо отметить, что такое распространенное нарушение как сообщение налоговому органу недостоверных сведений о юридическом адресе компании теоретически может повлечь за собой дисквалификацию руководителя компании.
Автор — эксперт по налоговому праву ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Статья получена: Клерк.Ру