Если бы на то была воля боливийских крестьян, то одному из могущественнейших концернов мира пришлось бы искать для своего известного продукта новое название. В запросе, адресованном конституционному собранию страны, крестьяне потребовали запретить могущественному концерну Coca-Cola использование слова "кока". Растение кока это "возобновляемое стратегическое сырье", и в новой конституции должно быть записано, что оно принадлежит к культурному наследию индейцев, заявила специально созданная Комиссия по коке. Тем самым должно быть исключено дальнейшее зарабатывание денег каким-либо отдельным предприятием на названии "священного листка".
Священного или нет, но у коки есть свои особенности.
С одной стороны, для жителей горной страны в Андах листья этого растения занимают важнейшее место в их традиционной медицине. Прожеванные или заваренные в виде чая, они помогают при горной болезни, кроме того, их используют в религиозных церемониях. Однако с другой стороны, из растения, которое в большем объеме кроме Боливии возделывается только в Перу и Колумбии, получают исходное сырье для изготовления кокаина, наркотика. Поэтому США с давних пор пытаются препятствовать разведению коки. С минимальным успехом. По данным Госдепартамента США, в 2006 году Боливия едва ли достигла успехов в уничтожении плантаций коки.
Этому не следует удивляться, ведь президент Эво Моралес был когда-то профсоюзным лидером крестьян, выращивающих коку, и он уже заявил, что в этом году плантации коки должны увеличиться с 12 тыс. до 20 тыс. гектаров. Для Моралеса потребление кокаина это проблема ведущих промышленных государств, которую там и следует решать. "Для нас кока это часть культуры и национального тождества", говорит он.
"Если мы не сможем продавать наши листья и наш травяной чай, приводит свои аргументы Маргарита Теран, председатель Комитета коки, тогда мультинациональные предприятия, в свою очередь, не должны иметь право на использование названия нашего растения". Своей инициативой аборигены хотят добиться для своего растения чего-то вроде защиты торговой марки. Ведь, к примеру, Мексика смогла отвоевать торговое название "текила". Так и Боливия тоже могла бы получить право на название "кока".
Концерн-производитель напитков из США уже отреагировал на ситуацию. Название "Кока-кола", "самый ценный товарный знак в мире", защищено, в частности, в соответствии с боливийским правом, заявил концерн. Впрочем, как утверждают боливийские крестьяне, выращивающие коку, еще несколько лет назад концерн ежегодно закупал по несколько тысяч тонн листьев коки. Но действительно ли они входят в рецептуру напитка, Coca-Cola не сообщает.
Статья получена: InoPressa.ru