Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Как независимые консультанты помогают компаниям бороться с мошенниками

 

Как независимые консультанты помогают компаниям бороться с мошенниками

 

 

"Ведомости" /

Чтобы избавиться от нечестных сотрудников, российские компании сегодня готовы приглашать специалистов со стороны. Это не частные детективы, а независимые консультанты, которые, впрочем, работают в соответствии с правилами конспирации: внедряются в корпоративную структуру, изучают документы, опрашивают персонал. Однако собранный материал крайне редко попадает в правоохранительные органы.

Анастасия Дагаева

Почти половина российских компаний — респондентов PwC стали жертвами экономических преступлений. 8% фирм потеряло по $10 млн.

загрузка...

 

 

В среднем убытки составляют $3,1 млн, что в три раза больше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Пятая часть опрошенных российских компаний указывает на “сопутствующий мошенничеству ущерб”. Вред наносится репутации (69%), мотивации сотрудников (50%), отношениям с партнерами (38%). Вернуть похищенные средства в России сложно: для 74% респондентов они обернулись безвозвратными потерями, в Центральной и Восточной Европе этот показатель составляет 63%, а в мире — 53%. В России мошенничеством занимаются в основном топ-менеджеры компаний (50%), в других странах — средний менеджерский состав и линейный персонал (77%).

По результатам предыдущего исследования PwC (2002-2003 гг.) Россия была одной из двух стран в мире, где вообще не зафиксировано экономических правонарушений.

Откуда ветер дует

Два года назад клиентами PwC были исключительно международные компании, имеющие российских “дочек”, вспоминает Пол Бейкер, директор группы “Форензик — независимые финансовые расследования”. Акционеры-иностранцы обращалась к консультантам, если возникали подозрения в нечистоплотности руководителей региональных офисов. Такая же ситуация была и в KPMG, отмечает Александр Соколов, директор группы “Форензик”. Сейчас пятая часть клиентов PwC — компании со стопроцентно российским капиталом, у KPMG таких чуть меньше половины. В Ernst & Young (E&Y) заказы между иностранцами и россиянами распределены поровну. Главная причина обращений — желание максимально снизить финансовые потери от мошенничеств, ведь хищения фактически “изымают” средства из чистой прибыли, отмечает Иван Рютов, руководитель группы E&Y по расследованию мошенничеств и содействию в спорных ситуациях.

Российские офисы E&Y, PwC, Deloitte, KPMG выделили направление “Форензик” в самостоятельные подразделения, набрав штат из аудиторов, бухгалтеров, IT-специалистов, бывших сотрудников налоговых и правоохранительных органов. И не только отечественных: Пол Бейкер имеет 17-летний стаж работы полицейским в Австралии. Он приехал в Россию меньше года назад, имея опыт борьбы с мошенничеством в странах Юго-Восточной Азии. Спрос на услуги “большой четверки” ежегодно увеличивается вдвое. И едва ли темпы снизятся в ближайшие пять лет. Эксперты отказываются говорить, кто конкретно к ним обращается, ссылаясь на конфиденциальность информации. Среди клиентов — компании горнорудной, металлургической, финансовой, страховой, торговой, автомобильной отраслей, топливно-энергетического комплекса. Размер бизнеса, его структура собственности и географическое положение значения не имеют. Группа консультантов может выехать в любой населенный пункт России или стран СНГ. Дорогу, проживание, командировочные оплачивает заказчик. Не считая гонораров — от $120 до $680 за час работы каждого задействованного специалиста. Продолжительность исполнения заказа — минимум две недели. Заказы могут быть связаны с созданием системы профилактики мошенничества и с расследованием “по горячим следам”. Российским компаниям чаще требуются превентивные меры, так как их зачастую просто нет, поясняет Рютов.

Деньги и время

В Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) с августа 2006 г. действует программа по борьбе с хищениями (дата завершения — декабрь 2007 г.). Ее методику разработали консультанты E&Y, используя собранную компанией статистику.

Процент хищений в СУЭК не превышает средних показателей по отрасли, утверждает Сергей Мартынов, руководитель службы внутреннего аудита и контроля компании. В 30% случаев угледобывающая промышленность несет убытки из-за хищения продукции (угля), запчастей и ГСМ, в 19% — из-за оплаты фиктивных услуг, завышения стоимости приобретаемых услуг, в 12% — из-за выбытия активов по заниженной стоимости, в 11% — из-за продажи угля по заниженным ценам и проч.

Акционеры поставили задачу сделать из СУЭК компанию западного типа, где программа по борьбе с хищениями считается нормой, поясняет Мартынов. Программа действует в трех направлениях: меры физического контроля (видеокамеры, турникеты, весы для грузовиков, возящих уголь, “пропускной режим”, группа экспертов по разработке методов борьбы с хищениями); пропаганда честного образа жизни (кодекс делового поведения, комиссия по этике и проч.); привлечение сотрудников к борьбе с хищениями (“горячая линия”, автоответчик, электронная почта). При бюджете программы в 25,5 млн руб. только на технические средства охраны потрачено 14,7 млн руб.

А вот чтобы приучить людей к честности, требуются не только деньги, но и время. Немало его ушло на отлаживание горячей линии, по которой сотрудник может сообщить о хищении. Система анонимной связи по телефону или электронной почте очень популярна на Западе, отмечает Бейкер из PwC, однако в России существует “культурная непредрасположенность” к подобным проектам. “Мы опасались, что практика горячей линии не приживется”, — говорит Мартынов. На деле вышло наоборот. За полгода действия программы число сообщений увеличилось с двух до 15 в месяц. Половина содержит информацию о материально существенных случаях хищений, из которых, впрочем, только 31% подтвердились, остальные — ложная тревога. В поступающих сообщениях действительно много мусора, говорит Соколов из KPMG, но в мире более половины мошенничеств раскрывается благодаря информации от сотрудников. Надо создавать атмосферу нетерпимости к воровству любого уровня, уверен Соколов. Бейкер с ним согласен. А вот материальное вознаграждение — лишнее, полагают оба эксперта. В СУЭК думают иначе: 5,2 млн руб. заложено в бюджете на премии сотрудникам, способствующим выявлению хищений. Размер вознаграждения может быть от 6000 до 4 млн руб. Едва ли о финансовых махинациях менеджмента кто-то сообщит на горячую линию, сомневается Мартынов. Такие вещи неочевидны для рядового персонала. Здесь надо ловить на местах. Ежегодные аудиторские проверки происходят на 20 крупнейших предприятиях СУЭК (всего у компании 60 “дочек” — от Кузбасса до Дальнего Востока). Преступник часто неаккуратно заметает следы: недостаточно тщательно подделаны бумаги, не со всеми договорился и т. д., поясняет Мартынов. Могут быть обнаружены противоречия при сопоставлении письменной и устной информации, добавляет он. Это уже признаки хищения. Расследованием в СУЭК занимаются сами. Ведь чем конкретнее нужны результаты, тем больше требуется конфиденциальной информации, полагает Рютов из E&Y. Нет необходимости обращаться к консультантам, говорит Мартынов. В службе аудита СУЭК работают шестеро бывших сотрудников “большой четверки”.

Как в детективе

В ходе расследования независимым консультантам необходимо выяснить, было ли совершено преступление; если да, то кем, на какую сумму и каким способом. Расследование начинается со сбора информации. “Работаем под прикрытием — например, как внутренние аудиторы, — рассказывает Андрей Елинсон, руководитель службы Deloitte по управлению рисками организаций и услуг по финансовым расследованиям. — Чтобы не вызывать напряжения у персонала”. Идет изучение финансовой документации, направлений деятельности компании, проводятся интервью с сотрудниками. Важно не просто внимательно прочесть и выслушать, но и вычленить сведения, которые по каким-то — возможно, косвенным — причинам вызывают подозрение. При помощи специального программного обеспечения “Форензик”, которое позволяет быстро обрабатывать большие объемы данных, можно выделить проводки, сделанные в нерабочие часы, рассказывает Соколов. Это ниточка, за которую стоит потянуть.

Такой же ниточкой может оказаться и специфика бизнеса. Для работы, например, мебельной компании необходимы древесина, фурнитура, гвозди, клей и т. д. А вероятность мошенничества, как несложно догадаться, выше в сфере закупок: могут быть чрезмерные поставки сырья либо его закупка по необоснованно высоким ценам и проч., отмечает Бейкер.

Знания в области IT позволяют консультантам восстанавливать уничтоженные файлы и электронные письма. Но такое возможно, если в трудовом договоре между сотрудником и работодателем есть пункт о том, что электронная почта персонала считается собственностью компании, предостерегает Рютов. В противном случае это может трактоваться как нарушение федерального закона “О связи” (ст. 63 “Тайна связи”) и Уголовного кодекса РФ (ст. 138 “Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений”).

Происходит и устный сбор информации — беседы с определенным кругом сотрудников, включая подозреваемого. Интервью проводится в начале, середине и конце расследования, чтобы сравнить ответы разных сотрудников. Перед консультантом стоит задача не обвинить, а выяснить, уточнить, составить мнение. “Мы не следователи, и у нас не допросы”, — добавляет Рютов. В беседе участвуют два консультанта: один спрашивает, другой стенографирует. Работа в паре подстраховывает и самих экспертов: они друг для друга свидетели. В будущем их запись не позволит человеку отказаться от своих слов, она может быть предоставлена как доказательство в суде, рассказывает Соколов.

Впрочем, до правоохранительных органов результаты корпоративных расследований в России, как правило, не доходят, констатирует Елинсон. Бейкер тоже не помнит ни одного такого случая. По его словам, в отличие от Великобритании или Австралии, где при выявлении в компании мошенничества консультанты и полиция работают вместе, российский бизнес предпочитает обходиться собственными силами. Для компаний скорее важна репутация “большой четверки”, полагает Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ. Особенно это актуально при выходе на международные рынки капитала. Имея на руках заключение отечественных консультантов, много не заработаешь, считает Ясин. Он указывает и на то, что расследование, как правило, ведется в рамках предоставленных документов: “И если в бумагах никаких противоречий не найдено, эксперты именно этот факт удостоверяют”.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Как независимые консультанты помогают компаниям бороться с мошенниками":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как риск-менеджмент помог устоять Альфа-Банку

Разразившаяся в июле паника с особой силой обрушилась на Альфа-Банк. А после того как Гута Банк под напором запаниковавших вкладчиков прекратил выплаты, Альфа-Банк стал своего рода последним бастионом, падение которого означало бы перерастание банального психоза в настоящий системный банковский кризис. Но банку все-таки удалось устоять во многом благодаря хорошо поставленной работе службы риск-менеджмента.

» Банки и кредиты - 2058 - читать


Маркетологи взялись за чувства. Как развивалась сеть аромамаркетинговых компаний

Пока маркетологи и рекламисты атакуют глаза и уши потребителей, Ольга Щемелинова взялась за носы: она открыла компанию, предоставляющую услуги аромамаркетинга. Ольга Щемелинова считает, что самое важное — приучить клиентов пользоваться аромаустановками, и дело пойдет. План действий:

» Маркетинг - 2071 - читать


Как Россия спасает международные компании от стагнации

Россия — не просто быстрорастущий рынок сбыта. Иногда российские «дочки» становятся единственной надеждой западных компаний, столкнувшихся с застоем. Дело не только в доходах населения — россияне пока свободны от многих западных предрассудков.

» Бизнес идеи - 1687 - читать


Как мотивируют консультантов

"Ведомости" / Какую бы работу не выполняли люди, их всегда привлекает карьерный и профессиональный рост, интересные задачи, репутация компании и, естественно, материальное вознаграждение, которое они получают за свой труд. Вместе с тем любая деятельность обладает своей спецификой, и, что не менее важно, разная деятельность привлекает людей разного типа. Подходы к их мотивации должны учитывать эти различия.

» Управление и менеджмент - 1955 - читать


Как стать независимым консультантом

"Ведомости" / Еще три года назад Глеб Архангельский работал в петербургском банке помощником председателя правления. Просчитывая один из проектов (по выращиванию шампиньонов) , он решил, что с него хватит. "Мне стало скучно, и я пришел к председателю правления прощаться", - вспоминает Архангельский. - Тот говорит: "Вам шампиньоны не нравятся или наша работа с кадрами? " Сказал, что шампиньоны. Тогда он спрашивает, что же мне интересно. "Учет времени", - отвечаю".

» Управление и менеджмент - 2960 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Как независимые консультанты помогают компаниям бороться с мошенниками

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru