Россия — не просто быстрорастущий рынок сбыта. Иногда российские «дочки» становятся единственной надеждой западных компаний, столкнувшихся с застоем. Дело не только в доходах населения — россияне пока свободны от многих западных предрассудков.
![]() А вот на Западе шипучка теряет популярность, потребители боятся располнеть от пузырьков и предпочитают негазированные напитки |
1. Все дело в пузырьках.
Российское подразделение корпорации Pepsi Bottling Group помогло мировому гиганту увеличить мировой объем продаж газированных напитков на 6% за второй квартал 2006 года. Рынок прохладительных напитков далек в России от насыщения: среднестатистический россиянин потребляет около 15 л бутилированной воды в год, тогда как европеец — 70 л. У PepsiCo несколько предприятий в России, в таких городах, как Самара, Сочи, Петербург, Екатеринбург. Годовой оборот PepsiCo составляет примерно $20 млрд. В России ее продукция занимает 12% рынка, и ее доля продолжает расти. А вот на Западе шипучка теряет популярность, потребители боятся располнеть от пузырьков и предпочитают негазированные напитки (объем продаж Pepsi на Западе снизился на 3% за первый квартал 2006 года). Кроме того, на Россию приходится 10% потребления снеков компании, это больше, чем в других странах.
2. Толстеем и не боимся. В 2001 году крупнейшая в мире сеть фаст-фуда McDonald’s начала сдавать свои позиции. За два года ее продажи упали на 16%, до $30 млрд. Виной тому были вспышка коровьего бешенства и боязнь ожирения, которое якобы вызывают гамбургеры. McDonald’s запустил рекламную кампанию I’m lovin it и обратил особое внимание на российский рынок. С 2001 по 2006 год количество ресторанов сети в нашей стране выросло с 71 до 150, а объем продаж McDonald’s за 2004 год составил $310 млн. В России рынок фаст-фуда растет на 20% в год. Благодаря отечественным едокам чистый доход корпорации McDonald’s увеличился в 2005 году на 23%.
3. Русскому хорошо, китайцу — смерть. Голландская пивоваренная компания Heineken в 2002 году сделала ставку на Китай, где потребляется 16% пива. Но горьковатый вкус Heineken и высокая цена (Heineken на 40% дороже, чем любое другое пиво класса премиум) не понравились азиатам. Тогда Heineken переключился на Россию. К 2006 году компания завоевала 14% российского пивного рынка, купила 10 заводов и провела масштабные рекламные акции. Оборот Heineken в мире — $13 млрд, а российский офис — пятое по величине подразделение компании.
4. Лекарь со стажем. Объем продаж венгерской фармацевтической компании Gedeon Richter за первый квартал 2006 года составил $250 млн — это на 23,7% больше, чем за тот же период 2005-го. Скачок связан с тем, что продажи компании в России увеличились с декабря 2005-го по март 2006-го на 65%, с $2 млн до $3 млн. Венгерские лекарства появились в СССР еще 50 лет назад, а в 2001 году компания построила собственный завод в Подмосковье. Продажи в Венгрии практически стоят на месте, прирост уже несколько лет составляет менее 1%.
5. Сто одежек. Рынок одежды в Европе и Америке переживает нелегкое время. Обостряется конкуренция среди западных производителей, масла в огонь подливают и китайские экспортеры, ежегодно продающие за рубежом одежды на $8 млрд. Чистый доход компании Benetton в 2005 году снизился на 9% и составил 1,69 млрд евро. Выручает Россия: только в прошлом году россияне потратили на одежду иностранных марок на 27% больше, чем в 2004-м. Оборот российского представительства Benetton в 2005 году составил $120 млн, увеличившись с 2002 года на 52%. До конца нынешнего года Benetton планирует открыть еще 20 магазинов.