Вчера лидер рынка соков ОАО «Лебедянский» объявило о покупке петербургского производителя — компании «Троя-Ультра». Сделка оценивается в $30—35 млн. Эксперты объясняют заинтересованность «Лебедянского» в компании, специализирующейся главным образом на дешевых брэндах, тем, что именно низкоценовой сегмент рынка показывает наиболее динамичный рост продаж.
![]() «Троя» специализируется главным образом на соках низкоценовой категории, которая динамично растет. Фактически «Лебедянский» покупает новый сегмент.
|
«Приобретение 'Трои-Ультра' станет важным шагом в развитии компании и позволит укрепить положение на Северо-Западе,- заявил вчера в пресс-релизе председатель совета директоров ОАО 'Лебедянский' Юрий Борцов.- Мы высоко оцениваем потенциал торговых марок 'Трои-Ультра', которые успешно дополнят наш портфель брэндов и расширят круг потребителей». А в группе «Троярд», владельце «Трои-Ультра», корреспонденту Ъ заявили, что сделка связана с тем, что группа изменила стратегию развития. «Мы приняли решение развивать направление по производству строительных материалов, а также девелоперское направление как более перспективные»,- заявила Ъ пресс-секретарь «Троярда» Ирина Герасимова. «Троярд» планирует продать «Лебедянскому» 100% долей ООО «Троя-Ультра». По заявлению сторон, сейчас ведется подготовка документов по сделке контролирующими госорганами. Однако руководитель управления ФАС по Петербургу и Ленобласти Олег Коломийченко заявил, что никаких запросов по вопросу продажи ООО «Троя-Ультра» в его ведомство не поступало.
Промышленная группа «Троярд» специализируется на производстве алкогольных и безалкогольных напитков, косметических средств, стройматериалов. Оборот группы в 2005 году составил около $90 млн. Основной акционер группы — предприниматель Александр Гордин. ООО «Троя-Ультра» входит в промышленную группу «Троярд». Чистая прибыль компании в 2005 году составила $1,5 млн, выручка — $46,9 млн. Среди производителей соков компания занимает пятое место по объемам производства. Ей принадлежат торговые марки «Троя Золотая», «Долька», «Соковичек», «Нектаринка», «Северная ягода».
ОАО «Лебедянский» владеет двумя заводами в Липецкой области (соки «Фруктовый сад», «Тонус», «Я»). Выручка за первое полугодие 2006 года составила $345 млн, чистая прибыль — $52,4 млн. Основные владельцы компании — депутат Госдумы Николай Борцов (владеет 30% акций) и его сын Юрий Борцов (25,13%); 19,9% акций находятся в свободном обращении.
Аналитики оценивают сделку по приобретению «Трои-Ультра» в $30—35 млн. «Эта сумма рассчитывается исходя из небольшого оборота компании, а также доли рынка около 4%,- говорит аналитик компании 'Ренессанс Капитал' Наталия Загвоздина.- Больше платить за 'Трою' не имеет смысла».
Эксперты говорят, что покупка небольшого регионального игрока дает «Лебедянскому» ряд преимуществ перед другими участниками рынка. «Сделка усиливает позиции 'Лебедянского' в Северо-Западном регионе, где его присутствие до настоящего времени было незначительным — 9,2% от общих продаж холдинга»,- считает Андрей Никитин, аналитик компании «Уралсиб». По его словам, это должно увеличить рыночную долю «Лебедянского» с 32,3% до 35—36% в объемном выражении.
Кроме того, они отмечают, что в результате сделки «Лебедянский» получает хороший портфель дешевых брэндов. «Троя» специализируется главным образом на соках низкоценовой категории, которая динамично растет: при общем росте рынка соков в 8—9% в год рост нижнего ценового сегмента был в среднем в два раза выше — 15—18%. «Фактически 'Лебедянский' покупает другой сегмент, в котором был слабо представлен,- говорит Михаил Терентьев, аналитик по потребительскому сектору ИК 'Тройка Диалог'.- Это одна из возможностей роста на высококонкурентном и консолидированном рынке соков».
С аналитиками соглашаются и конкуренты «Лебедянского». «Сделка еще больше усилит конкуренцию между игроками 'большой четверки', на которую приходится около 85% сокового рынка,- заявил вчера пресс-секретарь компании ВБД Антон Сарайкин.- Мы, в свою очередь, намерены с будущего года увеличить свою долю на соковом рынке за счет усиления маркетинга и эксклюзивной работы с дистрибуторами».