Вчера лидер рынка соков ОАО «Лебедянский» объявило о покупке петербургского производителя — компании «Троя-Ультра». Сделка оценивается в $30—35 млн. Эксперты объясняют заинтересованность «Лебедянского» в компании, специализирующейся главным образом на дешевых брэндах, тем, что именно низкоценовой сегмент рынка показывает наиболее динамичный рост продаж.
«Троя» специализируется главным образом на соках низкоценовой категории, которая динамично растет. Фактически «Лебедянский» покупает новый сегмент.
|
«Приобретение 'Трои-Ультра' станет важным шагом в развитии компании и позволит укрепить положение на Северо-Западе,- заявил вчера в пресс-релизе председатель совета директоров ОАО 'Лебедянский' Юрий Борцов.- Мы высоко оцениваем потенциал торговых марок 'Трои-Ультра', которые успешно дополнят наш портфель брэндов и расширят круг потребителей». А в группе «Троярд», владельце «Трои-Ультра», корреспонденту Ъ заявили, что сделка связана с тем, что группа изменила стратегию развития. «Мы приняли решение развивать направление по производству строительных материалов, а также девелоперское направление как более перспективные»,- заявила Ъ пресс-секретарь «Троярда» Ирина Герасимова. «Троярд» планирует продать «Лебедянскому» 100% долей ООО «Троя-Ультра». По заявлению сторон, сейчас ведется подготовка документов по сделке контролирующими госорганами. Однако руководитель управления ФАС по Петербургу и Ленобласти Олег Коломийченко заявил, что никаких запросов по вопросу продажи ООО «Троя-Ультра» в его ведомство не поступало.
Промышленная группа «Троярд» специализируется на производстве алкогольных и безалкогольных напитков, косметических средств, стройматериалов. Оборот группы в 2005 году составил около $90 млн. Основной акционер группы — предприниматель Александр Гордин. ООО «Троя-Ультра» входит в промышленную группу «Троярд». Чистая прибыль компании в 2005 году составила $1,5 млн, выручка — $46,9 млн. Среди производителей соков компания занимает пятое место по объемам производства. Ей принадлежат торговые марки «Троя Золотая», «Долька», «Соковичек», «Нектаринка», «Северная ягода».
ОАО «Лебедянский» владеет двумя заводами в Липецкой области (соки «Фруктовый сад», «Тонус», «Я»). Выручка за первое полугодие 2006 года составила $345 млн, чистая прибыль — $52,4 млн. Основные владельцы компании — депутат Госдумы Николай Борцов (владеет 30% акций) и его сын Юрий Борцов (25,13%); 19,9% акций находятся в свободном обращении.
Аналитики оценивают сделку по приобретению «Трои-Ультра» в $30—35 млн. «Эта сумма рассчитывается исходя из небольшого оборота компании, а также доли рынка около 4%,- говорит аналитик компании 'Ренессанс Капитал' Наталия Загвоздина.- Больше платить за 'Трою' не имеет смысла».
Эксперты говорят, что покупка небольшого регионального игрока дает «Лебедянскому» ряд преимуществ перед другими участниками рынка. «Сделка усиливает позиции 'Лебедянского' в Северо-Западном регионе, где его присутствие до настоящего времени было незначительным — 9,2% от общих продаж холдинга»,- считает Андрей Никитин, аналитик компании «Уралсиб». По его словам, это должно увеличить рыночную долю «Лебедянского» с 32,3% до 35—36% в объемном выражении.
Кроме того, они отмечают, что в результате сделки «Лебедянский» получает хороший портфель дешевых брэндов. «Троя» специализируется главным образом на соках низкоценовой категории, которая динамично растет: при общем росте рынка соков в 8—9% в год рост нижнего ценового сегмента был в среднем в два раза выше — 15—18%. «Фактически 'Лебедянский' покупает другой сегмент, в котором был слабо представлен,- говорит Михаил Терентьев, аналитик по потребительскому сектору ИК 'Тройка Диалог'.- Это одна из возможностей роста на высококонкурентном и консолидированном рынке соков».
С аналитиками соглашаются и конкуренты «Лебедянского». «Сделка еще больше усилит конкуренцию между игроками 'большой четверки', на которую приходится около 85% сокового рынка,- заявил вчера пресс-секретарь компании ВБД Антон Сарайкин.- Мы, в свою очередь, намерены с будущего года увеличить свою долю на соковом рынке за счет усиления маркетинга и эксклюзивной работы с дистрибуторами».