Руководитель осознанно или неосознанно всегда ожидает от сотрудника — мужчины или женщины — определенных действий или проявления тех или иных качеств. И если тот этим ожиданиям соответствует, руководитель чаще всего оценивает его положительно, если же нет, оценка может быть отрицательной. При этом объективные критерии — результаты труда — нередко отступают на задний план.
Какими бывают эти ожидания? От мужчин мы ждем рациональности мышления, твердости, инициативы, но не проявления чувств и эмоций.
От женщин — поддержки и заботливого отношения. Парадокс заключается в том, что не соответствовать ожиданиям “разрешено” только мужчинам. К женщинам уровень требований неизмеримо выше, причем он лишь повышается с возрастанием позиции. Руководитель чаще всего ждет от них абсолютно гармоничного сочетания и мужских, и женских качеств. С одной стороны, женщина должна быть последовательна, тверда, точна, уверенна, неэмоциональна, абсолютно четко, конкретно и быстро решать все вопросы. А с другой — ей необходимо обладать и всем набором женских качеств: от нее ждут заботливости, терпения, эмоциональной поддержки; она должна хорошо выглядеть, быть в меру кокетлива, в мужчине видеть мужчину и постоянно это подчеркивать. Если же женщина чуть-чуть не соответствует по набору мужских качеств, про нее говорят: “Ну какой же она топ-менеджер?” А если, по мнению руководства, ей недостает женских качеств, еще хуже — значит, она реализует какие-то свои комплексы, неудачлива в личной жизни и т. д.
Например, начальник на кого-то прикрикнул. Про него скажут: “Настоящий мужик! Он говорит что думает”. Если же крикнула женщина, ее назовут истеричкой. А, не дай бог, она оденется не с иголочки, сразу обзовут неряхой. Про мужчину же, одетого неаккуратно, подумают, что он до такой степени загружен делами, что ему даже некогда заняться собой.
Мужчинам гораздо больше прощается, и это имеет глубинную психологическую подоплеку. Роль отца упрощена: чтобы добиться одобрения, ему достаточно делать что-то одно. Например, если мужчина хорошо зарабатывает и обеспечивает семью, то уже оценивается окружающими позитивно. И на жалобы жены, что он совсем не помогает в воспитании детей, знакомые и родные возмущаются: “Но он же содержит семью, несет на себе весь груз материальных забот, чего ты еще от него хочешь!..” Женщину изначально на подсознательном уровне воспринимают как мать — она должна быть “идеальной” и уметь делать все. Такое отношение формируется с раннего детства, когда роль женщины в семье многогранна и от нее и ждут сразу многого. Поэтому деловая женщина и старается бежать сразу по всем дорожкам: быть и профессиональным руководителем, и фотомоделью, и идеальной матерью, и женой. Хотя, конечно, соответствовать всем ожиданиям “на пятерку” невозможно.
Поэтому руководитель, предъявляя подчиненным требования на основании своих глубинных ожиданий, расставляет своего рода “ловушки” и “капканы”, в которые такие “женщины-отличницы” и попадают. А в результате — стрессы, депрессии, неврозы. Избежать этого удается тем представительницам прекрасного пола, кому ожидаемые мужские качества присущи на самом деле. Как правило, у них достаточно высокая самооценка и они прекрасно себя чувствуют на занимаемой должности. Классический пример — Маргарет Тэтчер, жесткость и наступательность которой не были защитной реакцией, а являлись ее реальными личностными качествами. Однако таких “железных леди” не так много.
Другая небольшая категория, представительницам которой также не грозят “капканы” ожиданий руководства, — это женщины, у которых нет карьерных и профессиональных амбиций, которые ни к чему не стремятся, так как существующее положение и нынешняя должность их полностью устраивают. А в “ловушку” ожиданий попадают как раз самые “полезные”, амбициозные и активные женщины, которые стремятся чего-то достичь, продвинуться по карьерной лестнице. И тогда им вместо того, чтобы сосредоточиться на работе, приходится тратить силы на то, чтобы соответствовать ожиданиям руководства. Такая женщина как бы выстраивает броню из мужских достоинств, таких как жесткость, агрессивность, неэмоциональность, которые ей вовсе не свойственны.
И результат, как правило, весьма плачевный: ведь присущие человеку его реальные качества обязательно прорвутся, причем в самый неподходящий момент. Нередки срывы, истерики, неожиданные решения, капризы. Такие женщины напряжены, не уверены в себе, тратят много сил на поддержание чуждого им имиджа, эмоционально зависимы от окружения, так как постоянно ждут оценки своих действий, и потому становятся очень уязвимыми для манипуляций. Поэтому у них и процветает фаворитизм, совершаются непонятные назначения и т. д.
Заманивая людей в “ловушку”, руководитель в результате попадает в нее сам, так как сотрудники, вместо того чтобы сконцентрироваться на выполнении конкретных задач, пытаются соответствовать его ожиданиям и тратят время на демонстрацию несвойственных им качеств. Безусловно, отстраниться от этих подсознательных ожиданий к мужчинам и женщинам очень трудно — они имеют глубинную психологическую основу и потому вполне естественны. Но руководителю иногда лишь понимание этого феномена может помочь сказать самому себе: “Осторожно, ловушка” — и попытаться принимать людей такими, какие они есть.
Марина Мелия, генеральный директор компании “ММ-Класс”.
Статья получена: Клерк.Ру