Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Оранжевое золото

 

Оранжевое золото

 

 

Успех украинской "оранжевой революции" вновь вызывает интерес к планам продлить нефтепровод "Одесса-Броды" до Польши, тем самым открыв путь для казахстанской каспийской нефти в Европу. Для осуществления этого проекта нефтепровод необходимо продлить до польского города Плоцк, который соединен трубопроводом с морским портом Гданьск на Балтийском море.

Президент Украины Виктор Ющенко недавно заявил, что Европа должна считать продление этого трубопровода приоритетом для себя, так как этот проект позволит Европе осуществить свои планы по диверсификации источников поставок и схем транспортировки энергоресурсов.

Ирония заключается в том, что ценность этого нефтепровода, как альтернативного маршрута транспортировки энергоресурсов в Европу, стала причиной, из-за которой данный проект так и не был завершен. Над проектом совместно работали Украина и Польша при политической поддержке Соединенных Штатов.

загрузка...

 

 

В 2002 году было завершено строительство первого участка нефтепровода – Одесса-Броды. В следующем году, правительства Украины и Польши вместе с Еврокомиссией пришли к соглашению о том, чтобы продлить нефтепровод до Гданьска.

Но эти планы так и остались нереализованными, главным образом потому, что на их пути встала Россия и ее нефтяные компании, которые стали чинить препятствия и в политическом, и в буквальном смысле. Все наземные маршруты транзита казахстанской нефти пролегают по территории России. Россия воспользовалась этой своей монополией для того, чтобы принудить компании, добывающие нефть в Казахстане, отказаться от использования нефтепровода Одесса-Броды. России неинтересно помогать конкурентам в получении доступа на европейские рынки. Наоборот, Москва стремится увеличить свою долю на рынке и усилить свое влияние в ценообразовании, расстроить стратегию Евросоюза по диверсификации энергоресурсов и использовать растущую зависимость Европы от российских энергоресурсов в политических целях.

В результате нефтепровод Одесса-Броды простаивает вот уже больше двух лет. В 2004 году режим Леонида Кучмы, который в политическом плане ориентировался на Кремль, достиг соглашения о "реверсном использовании" этого нефтепровода. Вместо транспортировки каспийской нефти на север, по этому нефтепроводу в направлении с севера на юг транспортируется российская нефть в Одессу, и из Одессы нефть на танкерах отправляют через пролив Босфор в бассейн Средиземного моря.

Сегодня больше всех использует нефтепровод в этом реверсном варианте российско-британская компания TNK-ВР. В прошлом году было подписано соглашение, которым предусматривается транспортировка в течение трех лет девяти миллионов тонн нефти TNK-ВР и различных российских компаний. Между тем объемы нефти, которая транспортируется по этому нефтепроводу, выражаются в намного меньших цифрах. По этой причине нефтепровод приносит украинскому правительству значительные убытки, и правительство Украины не может возместить свои издержки и даже покрыть стоимость эксплуатации этого нефтепровода.

Украинские официальные лица справедливо считают, что за идеей реверсного использования нефтепровода стоят политические причины – стремление не допустить выполнения первоначального плана по транспортировке каспийской нефти в страны ЕС. Российские нефтедобывающие компании имеют очень мало коммерческих интересов к нефтепроводу Одесса-Броды, который они используют главным образом для того, чтобы не допустить транспортировки по нему каспийской нефти.

На международном бизнес-форуме, который прошел недавно в Киеве, эксперты из Украины, Польши и Еврокомиссии возобновили переговоры на предмет того, чтобы продлить нефтепровод на территорию Польши. Евросоюз даже открыл кредитную линию на разработку технико-экономического обоснования продления нефтепровода в Польшу. Ожидается, что строительство участка нефтепровода протяженностью до территории Польши займет три года и обойдется в 450-500 млн евро. Перспектива получать нефть через Польшу может быть особенно интересна для Германии.

Украинское правительство хочет транспортировать 10 млн тонн каспийской нефти в год и иметь гарантии стабильных поставок каспийской нефти для этого проекта.

Бизнес-предложения Украины и Польши основаны на прогнозах, что к 2010 году объемы добычи нефти в Казахстане составят 100 млн тонн (сегодня они составляют 50 млн тонн в год). Безусловно, потенциал для увеличения добычи нефти в Казахстане связан с маршрутами транспортировки казахстанской нефти, а также с наличием необходимого числа потребителей этой нефти. И полностью этот потенциал можно будет оценить только после того, как Украина и Польша при поддержке ЕС создадут консорциум по продлению нефтепровода до Гданьска.

Президент Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко предлагают транспортировать по этому нефтепроводу нефть Тенгизского месторождения, которое осваивает компания Chevron Texaco. Сегодня нефть Тенгизского месторождения транспортируется в российский порт Новороссийск по нефтепроводу, которым владеет Каспийский нефтяной консорциум, возглавляемый компанией Exxon Mobil. Украина намерена начать переговоры о доставки нефти Тенгизского месторождения танкерами из Новороссийска в Одессу с компаниями, которые добывают и транспортируют каспийскую нефть, а также с российским монополистом – государственной компанией "Транснефть", в ведении которой находятся нефтепроводы. Может быть использован альтернативный вариант – транспортировка из Казахстана по короткому транскаспийскому маршруту в Азербайджан, затем – по существующему трубопроводу компании ВР в грузинский порт Супса, оттуда – по морю в Одессу, затем – в Польшу. Последний маршрут имеет ряд преимуществ – он короче, чем маршрут через территорию России, и впервые напрямую свяжет регион Кавказа и Европу. В результате проект обезопасится от политических манипуляций со стороны России.

Ющенко обсуждал этот проект в Киеве на встрече с министрами иностранных дел Германии и Польши. После этого было много других встреч. В конце марта Ющенко обсуждал финансирование проекта с президентом Польши Александром Квасьневским. Польский президент также обсуждал с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым варианты транзита нефти в Одессу. Президенты Грузии и Казахстана недавно провели переговоры с целью обсудить возможности доставки нефти через Азербайджан и Супсу в Одессу.

Между тем Москва наверняка продолжит выступать против использования нефтепровода Одесса-Броды для транспортировки каспийской нефти. Поэтому проекту так необходима политическая поддержка Соединенных Штатов. В 2003 году вице-президент США Дик Чейни убеждал премьер-министра Виктора Януковича отложить принятие решения о реверсном использовании нефтепровода и подождать предложений от американских компаний в Казахстане по использованию этого нефтепровода. Но в итоге режим Кучмы-Януковича проигнорировал это предложение и согласился на вариант реверсного использования нефтепровода для транспортировки российской нефти.

На этот раз Москве может быть слишком трудно выдержать давление Вашингтона, американских нефтяных компаний в Казахстане и стран, через которые пройдет нефтепровод, а также тех стран, которые станут потребителями этой нефти. Успех этого проекта в итоге поможет снизить беспокойство Европы по поводу усиления ее зависимости от поставок энергоресурсов из России.



Статья получена: InoPressa.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Оранжевое золото":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Auris: Наш золотой

В тесте участвуют автомобили: Toyota Auris Вне всяких сомнений, эту машину в России полюбят. Да за одну только эмблему...

» Японские автомобили - 2291 - читать


Mitsubishi Pajero, Nissan Pathfinder, Volkswagen Touareg: В поисках золотого сечения

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Pajero, Nissan Pathfinder, Volkswagen Touareg Посмотреть другие фото (7) Идеальное сочетание характеристик автомобиля - мечта любого конструктора. Вот только добиться этого архисложно.

» Японские автомобили - 6038 - читать


Mazda MX5: Васаби на золотом подносе

В тесте участвуют автомобили: Mazda MX5 Семь лет назад сочетание неповторимого драйва и доступной цены сделало эту «Мазду» самым продаваемым 2-местным открытым автомобилем на планете. В новом воплощении МХ5 осталась столь же острой приправой к обыденной жизни, как знаменитая на весь мир японская горчица васаби.

» Японские автомобили - 2160 - читать


Opel Vectra, Mazda 6: Золотая середина

В тесте участвуют автомобили: Opel Vectra, Mazda 6 Mazda6 или Opel Vectra: выбираем седан среднего класса О чем мечтает потенциальный обладатель «семейного» автомобиля (сегмент «D» по европейской классификации)? Правильно — о чуде.

» Японские автомобили - 2474 - читать


Toyota Land Cruiser: Золотой юбилей Сухопутного крейсера

В тесте участвуют автомобили: Toyota Land Cruiser Единственное, чего не хватает современным автомобилям, чтобы считаться произведениями искусства, – эксклюзивности. Но из любого правила есть исключения.

» Японские автомобили - 2990 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Оранжевое золото

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru