Президент Украины Виктор Ющенко недавно заявил, что Европа должна считать продление этого трубопровода приоритетом для себя, так как этот проект позволит Европе осуществить свои планы по диверсификации источников поставок и схем транспортировки энергоресурсов.
Ирония заключается в том, что ценность этого нефтепровода, как альтернативного маршрута транспортировки энергоресурсов в Европу, стала причиной, из-за которой данный проект так и не был завершен. Над проектом совместно работали Украина и Польша при политической поддержке Соединенных Штатов.
В 2002 году было завершено строительство первого участка нефтепровода Одесса-Броды. В следующем году, правительства Украины и Польши вместе с Еврокомиссией пришли к соглашению о том, чтобы продлить нефтепровод до Гданьска.
Но эти планы так и остались нереализованными, главным образом потому, что на их пути встала Россия и ее нефтяные компании, которые стали чинить препятствия и в политическом, и в буквальном смысле. Все наземные маршруты транзита казахстанской нефти пролегают по территории России. Россия воспользовалась этой своей монополией для того, чтобы принудить компании, добывающие нефть в Казахстане, отказаться от использования нефтепровода Одесса-Броды. России неинтересно помогать конкурентам в получении доступа на европейские рынки. Наоборот, Москва стремится увеличить свою долю на рынке и усилить свое влияние в ценообразовании, расстроить стратегию Евросоюза по диверсификации энергоресурсов и использовать растущую зависимость Европы от российских энергоресурсов в политических целях.
В результате нефтепровод Одесса-Броды простаивает вот уже больше двух лет. В 2004 году режим Леонида Кучмы, который в политическом плане ориентировался на Кремль, достиг соглашения о "реверсном использовании" этого нефтепровода. Вместо транспортировки каспийской нефти на север, по этому нефтепроводу в направлении с севера на юг транспортируется российская нефть в Одессу, и из Одессы нефть на танкерах отправляют через пролив Босфор в бассейн Средиземного моря.
Сегодня больше всех использует нефтепровод в этом реверсном варианте российско-британская компания TNK-ВР. В прошлом году было подписано соглашение, которым предусматривается транспортировка в течение трех лет девяти миллионов тонн нефти TNK-ВР и различных российских компаний. Между тем объемы нефти, которая транспортируется по этому нефтепроводу, выражаются в намного меньших цифрах. По этой причине нефтепровод приносит украинскому правительству значительные убытки, и правительство Украины не может возместить свои издержки и даже покрыть стоимость эксплуатации этого нефтепровода.
Украинские официальные лица справедливо считают, что за идеей реверсного использования нефтепровода стоят политические причины стремление не допустить выполнения первоначального плана по транспортировке каспийской нефти в страны ЕС. Российские нефтедобывающие компании имеют очень мало коммерческих интересов к нефтепроводу Одесса-Броды, который они используют главным образом для того, чтобы не допустить транспортировки по нему каспийской нефти.
На международном бизнес-форуме, который прошел недавно в Киеве, эксперты из Украины, Польши и Еврокомиссии возобновили переговоры на предмет того, чтобы продлить нефтепровод на территорию Польши. Евросоюз даже открыл кредитную линию на разработку технико-экономического обоснования продления нефтепровода в Польшу. Ожидается, что строительство участка нефтепровода протяженностью до территории Польши займет три года и обойдется в 450-500 млн евро. Перспектива получать нефть через Польшу может быть особенно интересна для Германии.
Украинское правительство хочет транспортировать 10 млн тонн каспийской нефти в год и иметь гарантии стабильных поставок каспийской нефти для этого проекта.
Бизнес-предложения Украины и Польши основаны на прогнозах, что к 2010 году объемы добычи нефти в Казахстане составят 100 млн тонн (сегодня они составляют 50 млн тонн в год). Безусловно, потенциал для увеличения добычи нефти в Казахстане связан с маршрутами транспортировки казахстанской нефти, а также с наличием необходимого числа потребителей этой нефти. И полностью этот потенциал можно будет оценить только после того, как Украина и Польша при поддержке ЕС создадут консорциум по продлению нефтепровода до Гданьска.
Президент Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко предлагают транспортировать по этому нефтепроводу нефть Тенгизского месторождения, которое осваивает компания Chevron Texaco. Сегодня нефть Тенгизского месторождения транспортируется в российский порт Новороссийск по нефтепроводу, которым владеет Каспийский нефтяной консорциум, возглавляемый компанией Exxon Mobil. Украина намерена начать переговоры о доставки нефти Тенгизского месторождения танкерами из Новороссийска в Одессу с компаниями, которые добывают и транспортируют каспийскую нефть, а также с российским монополистом государственной компанией "Транснефть", в ведении которой находятся нефтепроводы. Может быть использован альтернативный вариант транспортировка из Казахстана по короткому транскаспийскому маршруту в Азербайджан, затем по существующему трубопроводу компании ВР в грузинский порт Супса, оттуда по морю в Одессу, затем в Польшу. Последний маршрут имеет ряд преимуществ он короче, чем маршрут через территорию России, и впервые напрямую свяжет регион Кавказа и Европу. В результате проект обезопасится от политических манипуляций со стороны России.
Ющенко обсуждал этот проект в Киеве на встрече с министрами иностранных дел Германии и Польши. После этого было много других встреч. В конце марта Ющенко обсуждал финансирование проекта с президентом Польши Александром Квасьневским. Польский президент также обсуждал с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым варианты транзита нефти в Одессу. Президенты Грузии и Казахстана недавно провели переговоры с целью обсудить возможности доставки нефти через Азербайджан и Супсу в Одессу.
Между тем Москва наверняка продолжит выступать против использования нефтепровода Одесса-Броды для транспортировки каспийской нефти. Поэтому проекту так необходима политическая поддержка Соединенных Штатов. В 2003 году вице-президент США Дик Чейни убеждал премьер-министра Виктора Януковича отложить принятие решения о реверсном использовании нефтепровода и подождать предложений от американских компаний в Казахстане по использованию этого нефтепровода. Но в итоге режим Кучмы-Януковича проигнорировал это предложение и согласился на вариант реверсного использования нефтепровода для транспортировки российской нефти.
На этот раз Москве может быть слишком трудно выдержать давление Вашингтона, американских нефтяных компаний в Казахстане и стран, через которые пройдет нефтепровод, а также тех стран, которые станут потребителями этой нефти. Успех этого проекта в итоге поможет снизить беспокойство Европы по поводу усиления ее зависимости от поставок энергоресурсов из России.
Статья получена: InoPressa.ru