Россияне хотели бы, чтобы работодатели уделяли больше внимания экологии, но при выборе работы руководствуются совсем другими критериями. В свою очередь работодатели не спешат заинтересовать рынок труда своими экологическими программами.
Александр ОстрогорскийРоссийских кандидатов привлекает в компаниях не только способность платить деньги, но и бережное отношение к окружающей среде. По крайней мере, негативное влияние на окружающую среду назвали “очень важной” или “скорее важной” характеристикой 74% респондентов, опрошенных Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — после финансовой устойчивости и репутации организации, но перед общественной полезностью деятельности компании.
“Женщины выбирали этот фактор несколько чаще, чем мужчины, пожилые — чаще, чем молодежь, а образованные — чаще, чем необразованные, — говорит руководитель направления корпоративных исследований ВЦИОМ Юлия Верлина.
— Москвичи и жители крупных городов интересовались этими аспектами в большей степени, чем жители малых городов и сел”.
Но среди факторов, способных оказать влияние на выбор работы, отношение работодателя к экологии оказалось лишь на 7-м месте. “Этот вопрос выполнял функции проверочного: с его помощью мы выясняли, какие факторы действительно имеют значение для респондентов и отражаются на их реальном выборе в процессе трудоустройства”, — рассказывает Юлия Верлина. Более важными для россиян оказались факторы, не имеющие к экологии никакого отношения.
Гораздо больше их пугают финансовая нестабильность работодателя, неуважительное отношение к подчиненным со стороны руководства, информация о конфликтах между собственниками, неуплате налогов или недостаточном качестве продукции, считают во ВЦИОМ.
Знают изнутри
Есть по крайней мере один класс людей, для которых вопросы экологии при выборе работы принципиальны, говорит директор отделения Kelly Engineering Resources рекрутинговой компании Kelly Services Владимир Кулешов. Это специалисты, чья работа непосредственно связана с охраной окружающей среды. “Для них экологическая политика компании принципиальна”, — соглашается консультант департамента “Промышленность” хедхантинговой компании Cornerstone Алексей Макуренков. “Я занимался подбором кандидата на должность начальника управления промышленной безопасности крупного промышленного холдинга, в состав которого входят предприятия, связанные с большим количеством вредных выбросов. Один из кандидатов наотрез отказался от рассмотрения этой вакансии. Он знал проблему изнутри: для того чтобы улучшить экологическую ситуацию, необходимы были весьма значительные инвестиции, к которым руководство холдинга было не готово”, — рассказывает он.
Задумываются единицы
Но это частный случай, замечает Макуренков: для большинства соискателей экологическая деятельность компаний вряд ли станет мотивирующим фактором при выборе работы. “Кандидатов в гораздо большей степени интересуют функционал и, конечно же, уровень вознаграждения”, — считает он. В практике Кулешова пока было лишь четыре примера, когда кандидаты отказывались от работы, если узнавали, что с экологией в компании не все в порядке. “Иногда люди отказываются от работы уже после собеседования в компании, когда своими глазами видят, что предлагаемая работа может быть опасной”, — говорит он.
Отношение компании-работодателя к окружающей среде не находится для соискателя на уровне обязательных условий, соглашается консультант компании Ancor Energy Services Алла Еремеева. “Для некоторых кандидатов важно качество окружающей среды в той местности, в которой им придется жить и работать. Но даже если компания не выдерживает стандартов, от работы отказываются единицы”, — утверждает она.
Фигура умолчания
Российские работодатели, в свою очередь, не стараются обратить внимание кандидатов на экологию, говорит Еремеева. “В заявках на вакансии, которые мы получаем, подробно освещаются требования к кандидату и размер компенсации”, — рассказывает она. Любая деятельность российских компаний, направленная на улучшение экологической ситуации, — это скорее вынужденная мера, считает Макуренков. Поэтому они и не ставят целью заинтересовать соискателя своей экологической политикой, отмечает он.
Лишь в редких случаях такая информация становится инструментом привлечения сотрудников, полагает Кулешов. “Когда мы подбирали персонал для строящегося мусоросжигающего завода, заказчик отдельно обращал наше внимание на современные природоохранные технологии, на основе которых функционирует завод, — там понимали, что эти вопросы соискатели обязательно будут задавать”, — рассказывает он. В результате в этом проекте у Кулешова не было ни одного отказа по причине вредности производства. “Но это была западная компания, а внимательность к этим проблемам им свойственна в большей степени, чем российским”, — замечает Кулешов.
И действительно, в ходе недавнего опроса представителей 198 международных компаний, проведенного консалтинговой компанией The Conference Board, выяснилось, что большинство респондентов (78%) уверены в том, что экологические программы помогают им привлекать внимание соискателей.
МИР ЗЕЛЕНЕЕТ
Количество соискателей, желающих работать на “зеленые” компании, растет во всем мире, однако только молодые и начинающие карьеру кандидаты готовы поступиться ради этого деньгами, отмечают специалисты крупнейшей в мире международной рекрутинговой компании Adecco.
В этом убеждают результаты недавно проведенного исследования. Больше половины опрошенных хотели бы, чтобы их компании прикладывали больше усилий для охраны окружающей среды, лишь каждый пятый считает, что его работодатель уделяет достаточно внимания экологии. При этом лишь каждый третий американец выбирает работу с учетом “экологичности” работодателя. В отличие от россиян в США мужчин этот вопрос волнует больше, чем женщин.
Статья получена: Клерк.Ру