Как стало известно РБК daily, один из крупнейших российских ритейлеров — «Патэрсон» — отказался от активной экспансии на Украине. Вместо ранее заявленных 30 магазинов на территории страны в 2004—2006 годах компания открыла всего два универсама в Киеве. А до конца 2007 года в столице Украины будет открыто только три новых магазина. Такой поворот событий был ожидаем, утверждают участники рынка. Пока российским ритейлерам невыгодно работать на украинском рынке.
Кроме того, там слишком сильна конкуренция со стороны местных игроков.
Аналитик «Антанты Капитал» Юлия Кнунянц считает, что у «Патэрсона» изначально была проблема в определении стратегии развития на Украине. |
Об изменении планов экспансии «Патэрсона» на украинском рынке РБК daily рассказал директор департамента развития, слияний и поглощений Николай Габышев. По его словам, до конца этого года компания откроет только один магазин в столице Украины. В будущем году активного продвижения на украинском рынке также не ожидается: по словам г-на Габышева, в Киеве откроются только два-три магазина сети.
Открыв два магазина на Украине, руководство «Патэрсона» столкнулось с реалиями местного рынка, которые и подтолкнули компанию к решению изменить стратегию развития своей сети. «Из-за неустойчивого законодательства и низких доходов населения сейчас открывать большое количество магазинов здесь нецелесообразно, — заявил РБК daily генеральный директор сети «Патэрсон» Юрий Яковчик. — Киев — это столица. Здесь и более обеспеченное население, и условия работы в целом приближены к московским. Поэтому мы пока решили остановиться на открытии нескольких магазинов именно в Киеве».
Аналитик «Антанты Капитал» Юлия Кнунянц считает, что у «Патэрсона» изначально была проблема в определении стратегии развития на Украине. «Они просто тогда недостаточно хорошо изучили рынок, в том числе политические и экономические особенности страны. Например, недостаточную обеспеченность населения регионов Украины, — отмечает аналитик. — А сейчас им приходится ориентироваться по ситуации».
Рынок Украины оказался не самым простым для российских ритейлеров, говорят аналитики. «Уже был неудачный опыт работы в этой стране у „Перекрестка“». Несмотря на то что они купили пять магазинов „Спар“ на Украине, до сих пор их бизнес там не слишком успешен», — рассказал РБК daily аналитик «Тройки Диалог» Михаил Терентьев.
По его словам, на Украине «очень высокий уровень бюрократии и коррупции». «Между тем сам рынок развивается достаточно динамично. Рост розничного рынка Украины вполне сопоставим с ростом российского рынка, — подчеркнул г-н Терентьев. -Сложность работы наших ритейлеров связана в первую очередь с неустойчивой политической обстановкой в стране». Кроме того, на украинском рынке достаточно высок уровень конкуренции с местными ритейлерами, среди которых продуктовые сети «Велика Кишеня», «Фуршет» и «Сiльпо». Однако в скором времени эти сети могут стать объектами поглощения российских ритейлеров, говорят аналитики. Ритейлеры не могут обозначить причины смены стратегии «Патэрсона» на Украине. «В другой стране всегда сложнее действовать, чем в своей собственной, — прокомментировал РБК daily директор по коммуникациям Pyaterochka Holding Геннадий Фролов. — Причины отказа от активной экспансии «Патэрсона» могут быть самыми различными. Вероятно, теперь компания в полной мере оценила возможные риски работы на Украине, и выбранная сейчас стратегия себя оправдает».