В состав нового холдинга войдут пять крупнейших военных и гражданских конструкторских бюро: "Сухой", "Ильюшин", "Туполев", "МиГ" и "Иркут", а также целый ряд более мелких компаний. Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко ликует.
По его словам, после слияния производство самолетов вырастет в 7 раз. Россия снова может обрести статус одной из крупнейших самолетостроительных держав на земле.
Это, мягко говоря, практически запредельная цель. В настоящее время отрасль, некогда стоявшая в авангарде, на сегодняшний день плетется в хвосте участников мировых рынков. "Туполев", "Ильюшин" или "Антонов" некогда громкие имена сегодня померкли. Три крупнейших механосборочных завода в России: ВАСО в Воронеже, "Авиастар" в Ульяновске и КАПО в Казани ежегодно поставляют в общей сложности около 15 новых машин. Для сравнения: дочернее предприятие концерна EADS, компания Airbus, в этом году ежемесячно выпускала в среднем 35 самолетов.
Нет даже новых моделей
Самолетостроительный завод в Воронеже, где в свое время был построен первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, при переходе к рыночной экономике был вынужден уволить две трети работавших там 30 тыс. сотрудников. Частично вялотекущее производство самолетов можно объяснить практически "антикварным" техническим оборудованием фабрик. Но решающим моментом стало то, что если быть осторожным в оценках самолеты просто несовременны.
Даже недавно сконструированные реактивные самолеты Ту-204 и Ту-214 не выдерживают никакого сравнения со своими конкурентами самолетами Boeing и Airbus. Даже российские авиакомпании не горят желанием покупать такие самолеты самолеты Ту спросом не пользуются.
С другими моделями самолетов дела обстоят не лучше. Russian Regional Jet, проект, который реализуется предприятием "Сухой", получил, по крайней мере, предварительные заказы от компании "Аэрофлот" и из региона Персидского залива. Однако самолет, вмещающий от 60 до 105 пассажиров, пока существует лишь как модель.
Заказ сделал Фидель Кастро
Иностранные заказы российские авиапроизводители могут сосчитать по пальцам. Благодаря западным кредитам кубинскому революционному лидеру Фиделю Кастро было поставлен новый Ил-96. Он использует его в качестве личного самолета.
Сегодня приходится расплачиваться за многолетнее пренебрежение отраслью, допущенное руководством страны. Для авиационной промышленности существует единственная стратегия развития, еще несколько лет назад предостерегал Сергей Недорослев, генеральный директор по стратегическому развитию в "Аэрофлоте": "Похоронить, поплакать и забыть".
Устарела и российская флотилия самолетов. Большая часть самолетов "Туполева", "Ильюшина" и "Яковлева", введенных в эксплуатацию еще во времена Советского Союза, из-за повышенного уровня шума двигателей не может садиться в аэропортах стран ЕС.
Состояние самолетов также внушает недоверие пассажиры, не имеющие иных возможностей, реагируют на такое положение вещей саркастическими шутками. Пропеллерные самолеты типа Ан-24, имеющиеся в самолетном парке некоторых региональных авиакомпаний, пользуются славой как наиболее безопасные, поскольку "даже если один мотор откажет, то самолет можно посадить с помощью второго".
А министерство помогает компаниям Airbus и Boeing
Если авиакомпании и покупают самолеты, то предпочитают иностранную технику. До настоящего времени лишь лидер рынка "Аэрофлот" и частная компания "Трансаэро" были в состоянии приобрести сошедшие с конвейера самолеты Boeing или Airbus. В настоящее время в Россию поставляют в основном подержанные самолеты.
Чтобы как-то изменить ситуацию, российское министерство транспорта планирует снизить высокие пошлины на ввоз иностранных самолетов. В основе этой инициативы лежит отрезвляющий прогноз: в ближайшие 8-10 лет российская самолетостроительная отрасль будет не в состоянии поставить такое количество новых машин, какое необходимо для модернизации воздушного флота.
Для "Туполева" и Co план министерства транспорта не сулит ничего хорошего. "Российское самолетостроение будет окончательно разгромлено", утверждает Михаил Шушпанов, генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества. Вместо того чтобы, как прежде, продавать пассажирские реактивные самолеты странам восточного блока и дружественным развивающимся странам, отмена таможенных пошлин заставит деградировать российских авиастроителей до уровня предприятий поставщиков комплектующих для Airbus и Boeing.
Статья получена: InoPressa.ru